Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииНовостиНовости психологии
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Новости психологии

Всегда ли прав педагог? Заметки психолога

Я работаю в школе больше 20 лет и, лишь взглянув на детей, могу сказать, кто из них будет отличником, а кто троечником.

Валера 1-й класс закончил очень прилично, во 2-м начал учиться неплохо, а к концу года съехал на одни тройки. Я пыталась как-то увещевать его, не помогает. А начинаю ругать, он плачет, убегает из комнаты, бьет себя по голове и кричит: Да, я у вас тупой, тупой! .

Сегодня мы поговорим о функциональных и интеллектуальных возможностях ребенка, которые меняются в процессе развития.

К началу обучения успешность усвоения учебного материала определяется готовностью к школе. Поэтому учителя сразу выделяют ребят, которые активно включаются в работу, стараются как можно лучше усвоить новые сведения, тщательно выполняют задания на уроке и дома. Это уже своеобразный резерв, из которого появятся будущие отличники. Все мы люди и поэтому не лишены пристрастного отношения к окружающим, а тем более к детям. Но не так страшно, что ребенок попадает в категорию сильных или недостаточно сильных, сколько пугает убежденность некоторых педагогов в непогрешимости своей первоначальной оценки возможностей школьников.

В ряде случаев накопленный педагогический опыт влечет за собой и появление жестокости педагогических установок. Приведенное в начале статьи высказывание как раз из числа подобных примеров. Уметь распознать возможности ребенка очень важно, но не менее важно уметь видеть и перспективу. Многие ребята, не имевшие должного внимания со стороны взрослых, попав в школу, начинают быстро догонять своих сверстников. Их возможности либо не были своевременно развиты, либо их психическое развитие пришлось на более позднее время, чем у других.

Крайне важно, чтобы педагоги, работающие с такими детьми, умели вовремя заметить и поддержать эти позитивные тенденции, а не ставили на ребенке клеймо вечного троечника.

Еще один из возможных вариантов описан во втором приведенном отрывке из беседы с мамой. Здесь мы можем говорить о тенденции истощения интеллектуального потенциала ребенка и, как следствие, элементы негативной самооценки.

У младших школьников все компоненты психики и личности достаточно подвижны. Могут происходить изменения в мотивации учения, приобретаемые умения могут вступить в противоборство друг с другом (это явление называется интерференцией и приводит к резкому снижению успеваемости). Например, хорошо усвоив правила умножения, учащиеся испытывают существенные трудности при переходе к теме Деление , или, заучив назубок окончания существительных мужского рода в различных падежах, они не могут справиться с той же задачкой в отношении существительных женского и среднего рода или существительных во множественном числе. Здесь необходим максимум терпения. Всякий нажим может привести к эмоциональным вспышкам и даже срывам. Упреки, ругань, нелестные сравнения и эпитеты приводят лишь к формированию у ребенка стойкого убеждения, что он лишен способностей, а вслед за этим учащиеся перестают стремиться к повышению учебных результатов.

Для младших школьников и учителя, и родители входят в категорию значимых других . Оценки взрослых, укореняясь в сознании школьников, становятся их собственными оценками. Поэтому общая рекомендация здесь такова: нельзя оставлять без внимания позитивные моменты личностного и интеллектуального роста младших школьников, не следует выражать свое недовольство их временными неудачами.

Деление на троечников, хорошистов и отличников можно рассматривать, на наш взгляд, в качестве своего рода социальной сегрегации. Любой школьник должен быть уверен, что результат работы определяется его собственными усилиями и не зависит от отношения к нему окружающих, даже если эти окружающие учителя.

Большинство ребят учится неровно: то увеличивается их работоспособность, появляется желание заниматься, то вдруг истощение и спад. Любому педагогу знакомы такие феномены, как раскачка детей в начале года или четверти. Продолжительность ее определяется индивидуально-психологическими особенностями школьников, а не учительскими призывами. Еще одно распространенное явление - это концевой прорыв , когда дети к концу определенного этапа работы (обычно четверти, полугодия, года) мобилизуются и относительно короткое время занимаются очень продуктивно. В это время исправляются неуды и тройки, растет активность на уроке и во внеурочное время.

Педагогическая оценка оказывает стимулирующее воздействие на младших школьников. Похвала, поощрение, ободрение, раскрытие перспектив, дозированная помощь, наконец, положительные отметки повышают самооценку учащихся, вселяют в них уверенность. И, напротив, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение неудовольствия, негативная критика, стабильно низкие и неудовлетворительные отметки ведут к снижению уровня самооценки детей, формированию стремления минимизировать свои усилия, преобладанию установок на избежание неудачи. Такие ребята начинают относиться к себе как к неспособным, тупым , неудачникам, вечным троечникам. Психологи советуют в таких случаях применять Я-высказывание . Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о ваших чувствах, о том, какое впечатление на вас произвело то или иное событие. Например: Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что я теряю мысль. Я-высказывание сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя Я-высказывание , вы будете искренни в словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников.

Низкие оценки очень скоро становятся привычными, расхолаживают учеников. Чтобы избежать этого, и учителя, и родители должны сравнивать успехи каждого школьника только с его собственными успехами, а не с результатами других детей, поддерживать в них мотивацию достижения. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой. А отметки вовсе не самоцель, гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной пятерки. Тетрадки с пятерками рано или поздно будут заброшены, а чувство удовлетворения от проделанной работы навсегда останется в прошлом опыте личности.

С. РОГАЧЕВА,ведущий специалист центра человековедческой компетентности педагогов проф. В.М. Шепеля,"Волга".

24.11.2002

Обсудить (0) • Поставить закладкуРаспечатать
Другие Новости психологии

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа. Накануне хранительница обычаев и традиций ненецкого народа Елена Сусой отмечала свой 75-ый день рождения. В своем поздравлении Юрий Неелов отметил: "Ваше ...


В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания

Руководитель Оренбургского регионального исполнительного комитета Александр Мостовенко в составе делегации от Оренбургской области принимает участие в работе Съезда Всероссийского Педагогического Собрания в г.Москве. Оренбургское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая ...


Сергей Киреев назначен начальником Управления медико-психологического обеспечения МЧС

Сергей Киреев родился 9 мая 1962 года в г. Саранске Мордовской АССР. В 1985 году окончил Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова. В 1994 году окончил клиническую ординатуру Военно-медицинской академии имени ...


Психология теряет статус науки и приобретает статус "кулинарии", считают участники Рождественских чтений

Заседание секции "Христианская психология" в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений состоялось 31 января на психологическом факультете МГУ. В своем приветственном слове ведущий секции, профессор, зав. кафедрой общей психологии психфака ...


Конкурс педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"

В 2007 году 11 педагогов Новотроицка приняли участие в ежегодном конкурсе педагогического мастерства "Сердце отдаю детям". Причем, в конкурсе принимали участие учителя не только школ, но и учреждений дополнительно образования. ...


В ЧОП "Урал-Оренбург" проходят консультации психологов

Профессиональные психологи помогают в работе ООО "ЧОП "Урал-Оренбург" ТНК-ВР. Ежеквартально консультации с профессиональным психологом в ООО "ЧОП "Урал-Оренбург" проводятся, начиная с 2006г. с целью обучения персонала работе в экстремальных ситуациях. ...


Подписан указ об учреждении грантов Губернатора Оренбургской области педагогическим работникам муниципальной системы дошкольного образования

Учреждены гранты в размере 25 тысяч рублей каждый 10 лучшим педагогическим работникам. Утверждены областная конкурсная комиссия по отбору лучших педагогических работников муниципальных дошкольных учреждений и положение о порядке конкурсного отбора. ...


Трудных подростков отправят к психологам

В ближайшее время в Москве появится институт социальных психологов. Его основная цель - выявить заведомо трудных подростков и детей из социально-неблагополучных семей. Авторы верят, что новый проект станет неоценимой услугой ...


"Педагогический дебют - 2008"

29 января в городской администрации состоялось торжественное открытие III конкурса профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательных учреждений "Педагогический дебют - 2008" В конкурсе принимают участие 14 молодых специалистов общеобразовательных учреждений города ...


Молодые работники ЮУЖД получают психологические консультации

Более 200 молодых специалистов Южно-Уральской магистрали - филиала ОАО "РЖД" в процессе профессиональной адаптации получили в 2007 г. психологические консультации. В дорожном психофизиологическом центре (ДПФЦ) с молодыми специалистами ЮУЖД проводится ...


Карельские педагоги примут участие во Всероссийском съезде педагогического собрания

В Петрозаводском педагогическом колледже прошла третья Республиканская конференция Карельского республиканского регионального отделения ООО "Всероссийское педагогическое собрание". На заседании был заслушан отчет о его работе за 2007 год и подведены итоги Всероссийского конкурса "Лучший директор образовательного ...


II фестиваль педагогических находок пройдет в Кировском районе

31 января в межшкольном методическом центре Кировского района пройдёт второй фестиваль педагогических находок. Об этом сообщают организаторы межшкольный методический центр и управление образования администрации Кировского района г. Красноярска. Фестиваль педагогических ...


Москвичи нуждаются в помощи участковых психологов

В ближайшие месяцы в столице появится институт участковых психологов, которых планируется привлечь к работе по выявлению социально неблагополучных семей и трудных подростков. Авторы идеи уверены, что новая служба психологической помощи ...


В Тюменской области уменьшился спрос на экологов, менеджеров и психологов

На рынке труда Тюменской области наибольшим спросом пользуются среди служащих геодезисты, инженеры, инженеры по проектированию, инженеры – сметчики, производители работ. Среди рабочих – рабочие всех строительных специальностей, а также специалисты ...


Томские преподаватели представят жюри и коллегам свои педагогические находки

9 томских педагогов, участников городского этапа Всероссийского конкурса "Учитель года-2008", сегодня в 13 часов в школе N5 (ул. Октябрьская, 16) проведут мастер-классы, представляя жюри и коллегам свои педагогические находки, сообщает ...



О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2024 © Мир Психологии   Качалов Владимир