Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииПубликацииК вопросу профессиональной идентификации практического психолога, психотерапевта в вузе
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Публикации :: К вопросу профессиональной идентификации практического психолога, психотерапевта в вузе

К вопросу профессиональной идентификации практического психолога, психотерапевта в вузе

Н. Курильченко liruk@mail.ru

Курильченко Н.Н. кандидат биологических наук,
доцент факультета психологии,
директор Научно-практического психологического центра «Ресурс»
liruk@mail.ru

На современном этапе развития психологической науки развивается множество психотерапевтических методов и направлений, проникающих в психологическую практическую деятельность. Возникая один из другого, методы одних модальностей перенимают техники и теоретические положения из других модальностей, пополняя их собственными сценариями, проникая друг в друга, и через определенное время отходят от того направления, в котором изначально возникли.

По разным источникам от 400 до 700 практических техник существует в современной психотерапии. Их количество, конечно же, не перерастает в качество. «Революция» в психотерапии не приводит к радикальной смене научной парадигмы, как это происходит в естественных науках. Новая парадигма не становится господствующей, реально осуществляется только перераспределение сфер влияния. (Сосланд,1999) Наблюдая изменения в психотерапевтическом пространстве нужно понимать, что речь идет только о перемене интеллектуальной моды (Лиотар,1977.) Каждая школа « поглощает и переваривает» проблемы, болезни, возникающие противоречия в мире производит новые и новые практики. Данный процесс, по мнению ученых, бесконечен (фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. А.Сосланд.М.,1999.С.29), и в нем необходимо формироваться, рождаться и жить профессионалам-психологам.

У каждого будущего психотерапевта или практического психолога на определенном этапе его становления возникают трудности профессиональной идентификации. Во многом они связанны с отсутствием четкой системы видения и познания модальностей терапии. Во многом трудности обуславливаются так же недостатком научно-практических знаний о различных методах психотерапии. В современных условиях обучения студенту трудно увидеть и практически поучаствовать в различных психотерапевтических моделях, побывать на занятиях, посвященных всем направлениям терапии. Его личная карта восприятия психотерапевтических практик строится в основном на теоретических знаниях. За сравнительно короткое время семестра не удается изучить подробно все направления. Преподающие дисциплину имеют конкретные умения в лучшем случае в одном-двух методах. Таким образом, будущий психотерапевт (и часто психолог-консультант) выбирает направление своей деятельности практически вслепую. Лишь потратив определенное дополнительное время, средства (обозначенные как сертификационные циклы в соответствии с международными стандартами обучения) на более глубокое изучение того или иного метода, приобретая опыт, специалист может определиться, насколько ему гармоничен тот или иной вид терапии.

В целом, идентификационный процесс психотерапевта не отличается от идентификации любого другого профессионала. Но в психотерапии она осложнена размытостью границ между видами терапий, существованием мультимодальной концепции в деятельности профессионалов наряду с большим количеством психотерапевтических методов техник и важностью их практического освоения.

Изучая современные психотерапевтические подходы, психотерапевтические средства в различных вузах, и не только в вузах, студенты призваны найти идентификационные модели, которые явятся основой их профессионального самосознания. Однако такая скорость развития и интеграция практических помогающих и воздействующих технологий не могут обеспечить ясного видения, тем более деятельностной совокупности будущих профессиональных психологических умений. Требования времени диктуют необходимость завершения процесса идентификации и сформированных интериоризованных умений как компетенций от профессионала уже при выходе из вуза. В связи с этим, представляется необходимым найти основания для идентификационных процессов.

На наш взгляд таким основанием может служить особая классификация психотерапевтических методов и техник. Сегодня в современной психотерапии как в молодой, только начинающей складываться, науке не представлено классификационной системы и существуют трудности классификации психотерапевтических методов.

Описать огромное количество направлений и методов психотерапии в единой системе практически невозможно, отсюда и происходит тенденция в основание классификации вводить дисциплину, которая либо рассматривает, либо использует ту или иную модель психотерапии (Б.Д.Карврсарсккий, М.Е.Бурно и др). В основание классификации кладутся так же, основные направления развития зарубежной психологической науки (В.В.Макаров).

Направления психотерапии, которые на данном этапе своего развития приобретают отличия от основных модальностей, либо выпадают за рамки строгих представлений научного направления, причисляются к группе наиболее похожих по внешним несодержательным признакам, в лучшем случае, с оговорками о существующих различиях с близлежащими методами.

То есть, важные для практического применения специфические особенности и возможности той или иной терапии становятся понятны и заметны обучающимся только при ее углубленном изучении и практическом применении при помощи супервизора. Модальность, в которой располагаются психотерапевтические умения супервизора, в свою очередь, как зеркало, отражают ту область, в которой работает психотерапевт. Обычное семестровое обучение (имеем в виду традиционные лекционно-семинарские занятия) не до конца обеспечивает понимания механизмов лечения. Не дает возможности проследить путь воздействия, причины применения тех или иных методов в том или ином случае как основы психотерапевтической прогностичности, а главное – не дает осознания, как и что Я-специалист с этим в последствии буду делать, что, конечно, снижает мотивацию глубокого познания научного содержания психотерапии.

До сих пор не существует классификация, рассмотрев которую, можно хотя бы примерно определить вид терапии, подходящий для определенной ситуации кризиса, специфики заведения, где использовал бы ее психолог, психотерапевт. Условия психологической консультации, например, в которую пришел клиент, и условия экстренной помощи на месте катастрофы имеют разные перспективы развития позитивного результата после вмешательства.

Вторая существенная сложность – это множество значимых факторов, которые необходимо учитывать при составлении классификации (таких как этиология случая, характер клиента и анамнез его жизни, возраст и многое другое). Причем, одни факторы могут быть решающими для одной модели терапии, и не особо значимы для другой. Возникает путаница с выделением оснований для классификации. Их можно выделить огромное количество, либо, напротив, недостаточно для относительно полной характеристики каждой модели, что опять же создает трудности идентификации будущего психотерапевта.

Еще одна существенная проблема в классификации психотерапевтических модальностей связана с отсутствием четких границ научных понятий. Можно сказать, что эта проблема происходит из того, что психология не является точной наукой (практическая в особенности), и требует гибкости подходов, постоянной динамики в деятельности. Для молодой психотерапевтической науки, берущей свое начало в межпрофессиональной среде, принято использовать глоссарии, чтобы иметь единообразие в видении происходящего и результатов. К тому же, многие параметры протекания психотерапевтического процесса зависят от особенностей личности конкретного клиента, что так же влияет на психотерапевтический процесс и вносит сомнение в вопрос о правомерности отнесения метода к тому или иному основанию.

При современной тенденции развития психотерапии в России по западному образцу – развитие «психологической психотерапии», и постепенно развивающемуся процессу отхода от жесткой концептуальной принадлежности психотерапевтического процесса только медицине (в частности - психиатрии) возникает еще одна существенная проблема для классификации: медицинская и немедицинская модели. Четкости же дифференциальной канвы здесь, несмотря на попытки (Б.Д.Карвасарский,2000) не наблюдается.

Существующие ныне классификации в основании имеют один или два принципа. Все разнообразие психотерапевтических методов делится на несколько групп, к одной из которых и причисляется определенное количество конкретных методов.

Таким образом: по воздействующему механизму все направления психотерапии делятся на психоаналитические, бихевиорально-когнитивные, гуманистические, рационально-экзистенциальные и мультимодальные. (Карвасарский Б.Д., Бурно М.Е., Макаров В.В., Соколова Е.Т. 1999-2002гг.)

По количеству и составу участников – на групповую, индивидуальную, семейную, системную-семейную, супружескую (С. Кратохвил, Э.Г. Эйдемиллер, И.Ялом, Варга, А. Минухин).

По возрасту участников: детскую, подростковую, для взрослых, для пожилых и стареющих людей (А. Спиваковская, Ю. Шевченко, С. Гледдинг и др.).

По длительности: краткосрочную и долгосрочную (Обухов Я,Л., Бурно М.Е.).

Чтобы изучить только внешние характеристики одного психотерапевтического направления необходимо, на наш взгляд, просмотреть сразу несколько оснований для классификаций, описав характеристики психотерапевтической помощи с точки зрения содержания проблематики, и затем отнести ее к подходящим классам терапий.

В представленной нами ниже классификации (табл.1,2,3) была предпринята попытка рассмотрения существующих видов терапии сразу по нескольким осям классификации в графическом виде.

Необходимо отметить, что виды психотерапии в данном варианте классификации условно разделены на три группы по качественному признаку сопровождаемой или обслуживаемой проблематики: социально-сцентрированные, симптомо–личностные и не относящиеся четко ни к первой группе, ни ко второй, то есть работающие и с социальными проблемами и с личностными попеременно либо одномоментно – интегрально-содержательные. Это разделение действительно является условным, потому что место каждой терапии на данных осях можно оспорить ввиду обозначенных нами выше причин: гибкости, а не строгой структурированности психотерапии. А так же и потому, что само разделение проблем на личностные и социальные проблемы является условным. Так как они могут быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

К той или иной группе каждый вид терапии был отнесен по принципам наибольшей действенности и эффективности в решении проблем из сферы социальных затруднений, симптомо–личностных проблем, либо и той и другой группах, и частоты применения к указанным сферам.

Таким образом, к социально-сцентрированным методам можно отнести поведенческую психотерапию, групповую, социальную, семейную, интерперсональную, психодраму, индивидуальную терапию Адлера, транзактный анализ, когнитивно-ориентированную психотерапию, аналитическую, бихевиоральную и НЛП.

Такие виды психотерапии как символдрама, индивидуальная терапия, психоанализ, телесно-ориентированная, рациональная, аутогенная тренировка, волевая терапия (О.Ранк), экзистенциальная, медитативная, самоанализ Хорни были отнесены к группе симптомо-личностных методов.

Между этими полюсами представляется возможным расположить арт-терапию, игротерапию, имплозивную терапию, позитивную, гештальт, терапию творческим самовыражением, гипноз, телесно-ориентированную терапию (интегрально-направленные).

Таким образом, мы получим в результате три графических изображения классификации методов психотерапии, которые представляют собой пятиосевую систему координат. Ось несет описательную нагрузку, представляя те или иные особенности психотерапевтического метода; значения силы или представленности изменений качества даны либо в шагах, либо имеют максимум и минимум представленности от середины к внешнему краю оси.

1.Ось цели психотерапии указывает на цель того или иного психотерапевтического метода. Она представлена шестью позициями: 1- усовершенствование поведения, 2- изменение проблемных реагирований, 3- оптимизация, адаптация состояний психики, 4- познание себя, 5- личностный рост, 6- перестройка личностной идентификации.

2.Ось объекта психотерапии условно делится на четыре больших отрезка - объекта терапии : 1-– отношения, 2- ощущение проблем, 3-негативные эмоциональные состояния, 4- характерологические особенности личности, мешающие почему-то.

3.Ось формирования модели возможностей не имеет четких разграничений, чем дальше от центра системы, тем больше модель направлена на работу с глубинными процессами личности. Чем ближе, тем большей акцент делается на научение этой личности.

4.Ось продолжительности терапии так же для удобства разделена на шесть единиц: 1- терапия продолжается несколько встреч, 2- несколько недель, 3- несколько месяцев, 4- пол года, 5- год, полтора, 6- несколько лет. Ось отражает только примерное время терапии, то, которое в среднем может затрачиваться на работу с клиентом. Либо то, которое может допустить данная модель психотерапии, которое в ней прописано как желательное.

5.Ось технологий аналогично оси модели не имеет четких разграничений. Чем дальше от нуля находится точка модели терапии, тем сложнее и разнообразнее техники и приемы, используемые в ней, тем большее их количество синтезируется психотерапевтом.

Таким образом, данная классификация предъявляет обучающимся своеобразную картину диапазона и возможностей воздействия терапии по пяти параметрам. И позволяет наглядно увидеть возможные временные затраты, сложность и разнообразие используемых психотерапевтом техник, возможность работы с глубинными процессами или научением, поведением и соотнести это с целевыми и объектными процессами терапии. Преимущество такой классификации состоит в том, что она позволяет найти приблизительные ответы на вопросы, интересующие каждого будущего психотерапевта: какой психотерапией можно работать над той или иной задачей (целью), что является объектом работы, сколько это займет времени, как много технологий можно при этом использовать. Что в свою очередь позволит ответить на вопрос: «Где я как профессионал буду наиболее успешен, квалифицированней».

Сегодня вопрос классификации психотерапевтических направлений актуален в связи с необходимостью полной профессиональной идентификации обучающихся. Причисление себя, своей внутренней профессиональной готовности к сложной психотерапевтической деятельности часто становится решающим шагом для ориентации профессионала и в предъявленной проблематике клиента. Это, соответственно, позволяет повысить качество деятельности, самосовершенствоваться в выбранной модальности, развивать профессиональную дивергентность, креативность. Мы предполагаем, что неидентифицированный модально психотерапевт, консультант, используемый психотерапевтические методы и средства, подвергается синдрому профессионального сгорания гораздо скорее и испытывает обостренную симптоматику данного синдрома.

Актуальность рассмотрения новых подходов к классификации психотерапевтических направлений мы видим и в связи с необходимостью очерчивания более четких границ между психологическим консультированием и психотерапией.

Данная классификация позволяет рассмотреть эти параметры в совокупности, являясь как бы картой в мире различных модальностей психотерапии. Она не дает исчерпывающего знания о методах психотерапии, но позволяет представить границы, возможности и направленность отдельных видов терапии.


О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2024 © Мир Психологии   Качалов Владимир