Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииПубликацииСистема элементов психологии, социопсихологии, социологии.
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Казино с быстрым выводом
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты
Публикации :: Система элементов психологии, социопсихологии, социологии.

Система элементов психологии, социопсихологии, социологии.

Дерюгин Владислав Игоревич tanvlan@mail.ru

Примеры практического применения системы элементов социологии
Навигация по страницам

Общая социология (фрагмент семинара)

ВОСПИТАНИЕ (агитация, назидание, проповедь, воодушевление) ( Родовидовой элемент 2.4. Таблицы 3)

Воспитание – это, наверное, достаточно традиционная тема, которую исследуют педагоги всего мира. Разве можно открыть что-либо новое в воспитании?

А мы попробуем рассмотреть проблему воспитания нетрадиционно, и тогда, может быть, обнаружим для себя нечто новое…

Слово «воспитание» своей корневой основой восходит к слову «питать». В славянском языке у слова «воспитывать» есть синоним – «пестовать». Пестун – воспитатель. По мнению В.И. Даля слово "воспитывать" имеет два значения: низшее – вскармливать, одевать и высшее – наставлять, назидать, обучать. Мы же будем понимать воспитание как процесс формирования идеологии человека, ограничив объем значений этого понятия.

Итак. Воспитание – это агитация, назидание, проповедь, воодушевление, - действия, направленные на формирование у человека отношений к внешнему и внутреннему миру.

Несмотря на то, что традиционно «воспитывают» детей, нужно говорить и о взрослых людях, поскольку воспитание – это не только родительское воздействие на ребенка, но и воздействие всего общества на взрослого человека.

Одна из функций воспитания – агитация. Агитация (приведение в движение - лат.) – это возбуждение воображения человека с целью формирования пространственной ориентации и призыва к пространственному перемещению.

Агитация может быть образной, словесной, словесно-образной и, в любом случае, - эмоционально-волевой. Образную агитацию называют наглядной агитацией, так как зрительные образы преобладают в структуре воображения человека. Словесная агитация, как Вы догадываетесь, осуществляется словами, - но не смыслами, а значениями слов, порождающими, в конечном итоге, образы с эмоционально-волевыми «оттенками».

Агитация, как правило, осуществляется в преддверии перестройки общественных отношений: в процессе революций, выборов, формирования различных общественных движений и т.п. акций.

Агитация может быть социально-экономической, политической, религиозной, моральной, культурной и т.п. Но главное то, что она должна порождать в воображении человека идеологические ориентиры.

Агитаторы, формирующие идеологические ориентиры – это, как правило, люди оригинальные, энергичные, многословные, подвижные. Так как только при наличии этих и подобных характеристик можно возбудить и перестроить человеческие отношения.

Но не только внешние факторы возбуждают людей. Люди сами могут пребывать в состоянии ажжитации, ажиотажа (возбуждения – фр.). Массовое возбуждение людей, создает, в свою очередь дополнительные, благоприятные условия к формированию ориентиров и последующему перемещению, передвижению…

А что такое «проповедь»?

Проповедь - это процесс, противоположный агитации. Если функция агитации - возбуждение, то функция проповеди - насыщение. Для агитации нужна свобода, мобильность, а для проповеди ограниченное стационарное пространство. Агитация – перемещает, а проповедь закрепляет человека в пространстве.

Проповедь направлена на формирование у человека идеологических установок - однозначного отношения человека к чему-либо. Проповедь должна быть проникновенной, проникающей в сознание человека и, при многократном повторении, консервирующей идеологические установки. Традиционно проповедь понимают, как внешнее воздействие на человека, но формирование установок может быть связано с автономным, самостоятельным повторением и закреплением установок в виде аутогенных тренировок или молитв.

По-моему, проповедь имеет большее отношение к религии. Это, насколько я понимаю, религиозное действо?

Да. Когда мы говорим о проповеди, невольно вспоминаются религиозные проповеди и проповедники… Проповеди и проповедники больше характерны развитым религиям. Относительно примитивным религиям, следующим после магии, тотемизма, фетишизма, более характерен анимизм («анима» - душа /лат./). Например, воодушевление шаманов при камлании (шаманских действиях)…

Воодушевление – это еще одна функция воспитания?

Воодушевление (пафос) - это еще одна функция воспитания. Воодушевление - это введение человека в состояние аффекта (душевного волнения – лат.), порождающего фантазии (призраки – гр.), основанные на вере в возвышенные, сверхъестественные, мистические события. Пафос (страсть - гр.) - страстная речь порождает экзальтацию (возвышение, возвеличивание – лат.) – душевный восторг, экстаз (восхищение – гр.) – крайнюю степень восторга, исступления.

Воодушевление как акт воспитания направлено на воспитание духовности, веры в высшие, часто божественные, идеалы.

Что такое назидание? Чем назидание отличается от других методов воспитания?

Назидание – это настрой человека на какой-либо результат. Назидание чаще связывают с моралью, нравоучением. Если говорить о религии, то можно вспомнить «Нагорную проповедь» Христа. Но «Нагорная проповедь» по своей сути – это не проповедь, а назидание, так как в данном акте воспитания присутствует гипотетический или категорический императив (повеление – лат.). Безусловное повеление, выражаемое словами «Ты должен!», – можно считать кратким определением смысла назидания.

Назидание, как правило, характеризуется убедительностью, давлением, прямотой. Проповеди больше свойственно проникновенность, однозначность, повторяемость….

«Агитация» в системе элементов социологии – соответствует «возбуждению» в системе элементов психологии, «назидание» соответствует «настрою», «проповедь» – «насыщению», «волнение» – «воодушевлению» (пафосу).

Административное и моральное регулирование отношений в организации

Система элементов социологии применяется для формирования организационной (в том числе - корпоративной) культуры организации при создании, в частности, административных и моральных элементов кодекса организации как нормативной системы взаимосвязей и взаимооотношений персонала.

Административные элементы кодекса

Права Полномочия Гарантии Привилегии
Запреты Функции Обязанности Ответственность

В отличие от разделов традиционных положений о подразделениях, должностных инструкций, контрактов, приведенная система административных элементов отличается полнотой и уравновешенностью. Права, полномочия, гарантии, привилегии имеют соответствующую обратную сторону: запреты, функции (основные направления работы, должностные функции), обязанности, ответственность.

Кроме традиционных должностных инструкций, включающих в свои разделы общие положения, функции, обязанности, права, ответственность, в некоторых организациях мы используем для внутреннего пользования второй, не противоречащий стандарт как более адекватный и дееспособный. Этот стандарт включает в свой состав общие положения; права/ограничения, полномочия/функции, гарантии/обязанности, привилегии/ответственность персонала.

Моральные элементы кодекса

Гордость Авторитет Честь Достоинство
Стыд Долг Вина Совесть

В приведенном фрагменте относительно полного варианта системы элементов социологии, - гордость, авторитет, честь достоинство противоположны стыду, долгу, вине, совести. Пара понятий «гордость/стыд» противоположна паре «честь/вина»; пара понятий «авторитет/долг» противоположна паре «достоинство/совесть» Перечисленные подвидовые элементы входят в состав соответствующих видовых элементов родового понятия «реноме» (общественное признание, установившееся мнение – фр.). См. родовидовой элемент 3.4. Таблицы 3.

Приведенные фрагменты входят в соответствующие блоки системы элементов социологии и являются подвидовыми элементами - деталями более полного и подробного описания системы, состоящей из 192 элементов.

При совместном рассмотрении элементов административного и морального кодекса (как семантического поля) можно увидеть логико-семантическую близость понятий.

Ниже, в качестве примера, приводятся фрагменты действующих корпоративных кодексов ряда организаций, разработанных персоналом при методическом сопровождении и координации специалиста - руководителя проекта…

Количество разделов кодекса варьирует: от трех до десяти.

КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС (фрагменты)

Корпоративный кодекс является нормативным документом, устанавливающим правила взаимоотношений персонала организации….

Соблюдение правил учитывается ежедневно и оценивается при аттестации персонала организации….

В случае необходимости, в настоящий нормативный документ могут быть внесены изменения и дополнения, согласованные с персоналом организации и утвержденные руководителем

Корпоративный кодекс согласован со всеми участниками корпорации….

(В кодекс может быть включена миссия организации и система отношений: организация - партнеры /клиенты/, организация – население, учредители – наемные работники; сотрудник – сотрудник, руководитель – исполнитель, организация - территориальная власть, организация - инспектирующие органы и т.д.)

ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ

  • Относиться к заказчикам и поставщикам как к партнерам по бизнесу.
  • Не обсуждать проблемы организации в присутствии посетителей.
  • Оказывать при возможности и необходимости услуги, не имеющие прямого отношения к работе, но поддерживающие «добрые» отношения с партнерами.
  • … (до 20 пунктов)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

  • Считать своих сослуживцев не отдельными работниками, а сотрудниками, - занимающимися общим делом
  • .…
  • В чрезвычайных ситуациях действия всех сотрудников должны быть направлены на разрешение возникших проблем, а не уход от них.
  • Если сотрудник совершил проступок, в нарушение норм, действующих в организации, необходимо предупредить его о недопустимости подобных действий и помочь исправить ситуацию. В случае осознанного повторения подобных действий его коллега имеет право сообщить об этом коллективу и руководству.
    (В некоторых организациях словосочетание «имеет право» заменено словами «должен», «обязан». Приведенная норма помогает частично решать болезненную дилемму: «покрывать или разоблачать», информировать или ненформировать. В некоторых организациях, - по разным причинам, - эту норму к кодекс не включают)

  • … (до 30 пунктов)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

  • Считать своего начальника ответственным руководителем, а своего подчиненного, ответственным исполнителем. Помнить, что руководитель несет полную ответственность за принятое решение, а исполнитель несет полную ответственность за реализацию этого решения.
  • Соблюдать служебную иерархию. Обращаться «через голову» непосредственного руководителя (исполнителя) только в случае крайней, обоснованной необходимости.
  • Сместить акцент с поиска виновного на поиск причин и способов выхода из сложившейся ситуации.
  • Хвалить публично. Критиковать лично. (самая привлекательная и наиболее часто повторяющаяся норма у исполнителей - разработчиков кодекса)
  • … (до 25 пунктов)

Навигация по страницам публикации
Введение
Система элементов психологии. Матричная форма (периодическая таблица)
Примеры практического применения системы элементов психологии
Система элементов социопсихологии. Матричная форма (периодическая таблица)
Примеры практического применения системы социопсихологии
Система элементов социологии. Матричная форма (периодическая таблица)
Примеры практического применения системы элементов социологии
Послесловие автора

О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
1999-2025 © Мир Психологии