Общая социология (фрагмент семинара)
ВОСПИТАНИЕ (агитация, назидание,
проповедь, воодушевление) ( Родовидовой
элемент 2.4. Таблицы 3)
Воспитание – это, наверное, достаточно
традиционная тема, которую исследуют педагоги
всего мира. Разве можно открыть что-либо новое в
воспитании?
А мы попробуем рассмотреть проблему
воспитания нетрадиционно, и тогда, может быть,
обнаружим для себя нечто новое…
Слово «воспитание» своей корневой
основой восходит к слову «питать». В славянском
языке у слова «воспитывать» есть синоним –
«пестовать». Пестун – воспитатель. По мнению В.И.
Даля слово "воспитывать" имеет два значения:
низшее – вскармливать, одевать и высшее –
наставлять, назидать, обучать. Мы же будем
понимать воспитание как процесс формирования
идеологии человека, ограничив объем значений
этого понятия.
Итак. Воспитание – это агитация,
назидание, проповедь, воодушевление, - действия,
направленные на формирование у человека
отношений к внешнему и внутреннему миру.
Несмотря на то, что традиционно
«воспитывают» детей, нужно говорить и о взрослых
людях, поскольку воспитание – это не только
родительское воздействие на ребенка, но и
воздействие всего общества на взрослого
человека.
Одна из функций воспитания – агитация.
Агитация (приведение в движение - лат.) – это
возбуждение воображения человека с целью
формирования пространственной ориентации и
призыва к пространственному перемещению.
Агитация может быть образной,
словесной, словесно-образной и, в любом случае, -
эмоционально-волевой. Образную агитацию
называют наглядной агитацией, так как зрительные
образы преобладают в структуре воображения
человека. Словесная агитация, как Вы
догадываетесь, осуществляется словами, - но не
смыслами, а значениями слов, порождающими, в
конечном итоге, образы с эмоционально-волевыми
«оттенками».
Агитация, как правило, осуществляется
в преддверии перестройки общественных
отношений: в процессе революций, выборов,
формирования различных общественных движений и
т.п. акций.
Агитация может быть
социально-экономической, политической,
религиозной, моральной, культурной и т.п. Но
главное то, что она должна порождать в
воображении человека идеологические ориентиры.
Агитаторы, формирующие идеологические
ориентиры – это, как правило, люди оригинальные,
энергичные, многословные, подвижные. Так как
только при наличии этих и подобных характеристик
можно возбудить и перестроить человеческие
отношения.
Но не только внешние факторы
возбуждают людей. Люди сами могут пребывать в
состоянии ажжитации, ажиотажа (возбуждения –
фр.). Массовое возбуждение людей, создает, в свою
очередь дополнительные, благоприятные условия к
формированию ориентиров и последующему
перемещению, передвижению…
А что такое «проповедь»?
Проповедь - это процесс,
противоположный агитации. Если функция агитации
- возбуждение, то функция проповеди - насыщение.
Для агитации нужна свобода, мобильность, а для
проповеди ограниченное стационарное
пространство. Агитация – перемещает, а проповедь
закрепляет человека в пространстве.
Проповедь направлена на формирование
у человека идеологических установок -
однозначного отношения человека к чему-либо.
Проповедь должна быть проникновенной,
проникающей в сознание человека и, при
многократном повторении, консервирующей
идеологические установки. Традиционно проповедь
понимают, как внешнее воздействие на человека, но
формирование установок может быть связано с
автономным, самостоятельным повторением и
закреплением установок в виде аутогенных
тренировок или молитв.
По-моему, проповедь имеет большее
отношение к религии. Это, насколько я понимаю,
религиозное действо?
Да. Когда мы говорим о проповеди,
невольно вспоминаются религиозные проповеди и
проповедники… Проповеди и проповедники больше
характерны развитым религиям. Относительно
примитивным религиям, следующим после магии,
тотемизма, фетишизма, более характерен анимизм
(«анима» - душа /лат./). Например, воодушевление
шаманов при камлании (шаманских действиях)…
Воодушевление – это еще одна функция
воспитания?
Воодушевление (пафос) - это еще одна
функция воспитания. Воодушевление - это введение
человека в состояние аффекта (душевного волнения
– лат.), порождающего фантазии (призраки – гр.),
основанные на вере в возвышенные,
сверхъестественные, мистические события. Пафос
(страсть - гр.) - страстная речь порождает
экзальтацию (возвышение, возвеличивание – лат.)
– душевный восторг, экстаз (восхищение – гр.) –
крайнюю степень восторга, исступления.
Воодушевление как акт воспитания
направлено на воспитание духовности, веры в
высшие, часто божественные, идеалы.
Что такое назидание? Чем назидание
отличается от других методов воспитания?
Назидание – это настрой человека на
какой-либо результат. Назидание чаще связывают с
моралью, нравоучением. Если говорить о религии,
то можно вспомнить «Нагорную проповедь» Христа.
Но «Нагорная проповедь» по своей сути – это не
проповедь, а назидание, так как в данном акте
воспитания присутствует гипотетический или
категорический императив (повеление – лат.).
Безусловное повеление, выражаемое словами «Ты
должен!», – можно считать кратким определением
смысла назидания.
Назидание, как правило,
характеризуется убедительностью, давлением,
прямотой. Проповеди больше свойственно
проникновенность, однозначность,
повторяемость….
«Агитация» в системе элементов
социологии – соответствует «возбуждению» в
системе элементов психологии, «назидание»
соответствует «настрою», «проповедь» –
«насыщению», «волнение» – «воодушевлению»
(пафосу).
Административное и моральное
регулирование отношений в организации
Система элементов социологии
применяется для формирования организационной (в
том числе - корпоративной) культуры организации
при создании, в частности, административных и
моральных элементов кодекса организации как
нормативной системы взаимосвязей и
взаимооотношений персонала.
Административные элементы кодекса
Права |
Полномочия |
Гарантии |
Привилегии |
Запреты |
Функции |
Обязанности |
Ответственность |
В отличие от разделов традиционных
положений о подразделениях, должностных
инструкций, контрактов, приведенная система
административных элементов отличается полнотой
и уравновешенностью. Права, полномочия, гарантии,
привилегии имеют соответствующую обратную
сторону: запреты, функции (основные направления
работы, должностные функции), обязанности,
ответственность.
Кроме традиционных должностных
инструкций, включающих в свои разделы общие
положения, функции, обязанности, права,
ответственность, в некоторых организациях мы
используем для внутреннего пользования второй,
не противоречащий стандарт как более адекватный
и дееспособный. Этот стандарт включает в свой
состав общие положения; права/ограничения,
полномочия/функции, гарантии/обязанности,
привилегии/ответственность персонала.
Моральные элементы кодекса
Гордость |
Авторитет |
Честь |
Достоинство |
Стыд |
Долг |
Вина |
Совесть |
В приведенном фрагменте относительно
полного варианта системы элементов социологии, -
гордость, авторитет, честь достоинство
противоположны стыду, долгу, вине, совести. Пара
понятий «гордость/стыд» противоположна паре
«честь/вина»; пара понятий «авторитет/долг»
противоположна паре «достоинство/совесть»
Перечисленные подвидовые элементы входят в
состав соответствующих видовых элементов
родового понятия «реноме» (общественное
признание, установившееся мнение – фр.). См.
родовидовой элемент 3.4. Таблицы 3.

Приведенные фрагменты входят в
соответствующие блоки системы элементов
социологии и являются подвидовыми элементами -
деталями более полного и подробного описания
системы, состоящей из 192 элементов.
При совместном рассмотрении элементов
административного и морального кодекса (как
семантического поля) можно увидеть
логико-семантическую близость понятий.
Ниже, в качестве примера, приводятся
фрагменты действующих корпоративных кодексов
ряда организаций, разработанных персоналом при
методическом сопровождении и координации
специалиста - руководителя проекта…
Количество разделов кодекса
варьирует: от трех до десяти.
КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС
(фрагменты)
Корпоративный кодекс является
нормативным документом, устанавливающим правила
взаимоотношений персонала организации….
Соблюдение правил учитывается
ежедневно и оценивается при аттестации
персонала организации….
В случае необходимости, в настоящий
нормативный документ могут быть внесены
изменения и дополнения, согласованные с
персоналом организации и утвержденные
руководителем
Корпоративный кодекс согласован со
всеми участниками корпорации….
(В кодекс может быть включена миссия
организации и система отношений: организация -
партнеры /клиенты/, организация – население,
учредители – наемные работники; сотрудник –
сотрудник, руководитель – исполнитель,
организация - территориальная власть,
организация - инспектирующие органы и т.д.)
ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ
- Относиться к заказчикам и поставщикам как к
партнерам по бизнесу.
- …
- Не обсуждать проблемы организации в
присутствии посетителей.
- Оказывать при возможности и необходимости
услуги, не имеющие прямого отношения к работе, но
поддерживающие «добрые» отношения с партнерами.
- … (до 20 пунктов)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
- Считать своих сослуживцев не отдельными
работниками, а сотрудниками, - занимающимися
общим делом
- .…
- В чрезвычайных ситуациях действия всех
сотрудников должны быть направлены на
разрешение возникших проблем, а не уход от них.
- …
Если сотрудник совершил проступок, в
нарушение норм, действующих в организации,
необходимо предупредить его о недопустимости
подобных действий и помочь исправить ситуацию. В
случае осознанного повторения подобных действий
его коллега имеет право сообщить об этом
коллективу и руководству.
(В некоторых организациях словосочетание «имеет
право» заменено словами «должен», «обязан».
Приведенная норма помогает частично решать
болезненную дилемму: «покрывать или
разоблачать», информировать или ненформировать.
В некоторых организациях, - по разным причинам, -
эту норму к кодекс не включают)
… (до 30 пунктов)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
- Считать своего начальника ответственным
руководителем, а своего подчиненного,
ответственным исполнителем. Помнить, что
руководитель несет полную ответственность за
принятое решение, а исполнитель несет полную
ответственность за реализацию этого решения.
- …
- Соблюдать служебную иерархию. Обращаться
«через голову» непосредственного руководителя
(исполнителя) только в случае крайней,
обоснованной необходимости.
- Сместить акцент с поиска виновного на поиск
причин и способов выхода из сложившейся
ситуации.
- Хвалить публично. Критиковать лично. (самая
привлекательная и наиболее часто повторяющаяся
норма у исполнителей - разработчиков кодекса)
… (до 25 пунктов)
|