Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииПубликацииСеминар по развитию гипотетизма практического психолога, психолога-консультанта
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Публикации :: Семинар по развитию гипотетизма практического психолога, психолога-консультанта

Семинар по развитию гипотетизма практического психолога, психолога-консультанта

Курильченко Н.Н.

Современный процесс обучения практических психологов требует от преподавателя владения специальными технологиями, которые могут обеспечить формирование не только когнитивных пластов будущих профессионалов, но и глубинное чувствование возможных результатов этой работы для клиента. Соответственно, процесс обучения из простого, декларативно-репродуктивного, превращается отчасти в психотерапевтический. Будет ли иметь такая форма обучения явно формирующей необходимые навыки профессионально консультирующих специалистов – это вопрос, который следует научно изучать. И конечно нельзя не учитывать влияние личностных свойств каждого студента, погруженного в такой процесс обучения, на качество сформированного навыка.

Актуальность данной проблемы сегодня диктуется и тем, что разнообразие центров по подготовке и переподготовке практических психологов и психологов консультирующего толка очень велико и модно. Наличие активно действующей профессиональной психотерапевтической лиги в стране, пропагандирующей европейское сертифицирование в консультативной практике, как залог профессионального успеха, способствует росту мотивации получения «образования» в разнообразных методологических и дидактических форматах. Часто – это несертифицированные преподаватели, люди, вообще не имеющие квалификации и опыта преподавателя, и, конечно, не дипломированные, как преподаватель. Не исключено, встречаются учителя от Бога, и опыт мастера, переданный из рук в руки, считается особо ценным, но создается ли эта «мастерская», если преподавать берется любой, мало-мальски овладевший техникой, технологией, фрагментом из большого направления воздейственной психологической практики?

Психотерапией не может заниматься человек, не имеющий диплома врача, и это правильно, наверно. Так же верно и то, что преподаванием должен заниматься дипломированный преподаватель. Дабы не навредить! И здесь, наконец, сходится основной принцип работы с Человеком. И для врачей и для педагогов. Что подтверждает возможность синтеза профессий, при условии достаточного и непрекращающегося совершенствоваться профессионализма.

Процесс создания особых моделей обучения практических психологов труден особенно тем, что необходимо не просто владеть процессом групповой психотерапии, тренинговыми технологиями, но и чувствовать в осложненной дидактике золотую середину, которая позволит ученику приобрести механизм действия в деятельности, основанный на собственном чувственном опыте.

Мы предлагаем использование новой технологии обучения - рефлексивно-обусловленного анализа. Рефлексивные процессы – не новость в обучении, и в обучении психологов – в частности. Рефлексия, организованная как осмысление своих чувств, эмоций, стратегий поведения, стала повседневной и необходимой для становления профессионального психологического мастерства. Использование же гипотез, как рефлексивной основы анализа процесса изучения материала и практической наработки навыка консультирования, является методологически заимствованным из процессов психотерапии, в частности, из обязательной мыследеятельности системных психотерапевтов.

Так как психологическое консультирование предлагает встречу консультанта-психолога с системными процессами, влияющими на изменения личности клиента, рефлексивно обусловленный анализ становится технологической основой в обучении для приобретения навыка системного выдвижения гипотез и видения стратегии развития консультативного запроса. В соответствии с этим нами разработано несколько семинаров в технологии рефлексивно-обусловленого анализа по развитию гипотетизма у студентов практических психологов.

Тема 1. Работа с обратной связью (О.С.) 4

(Семинар рассчитан на 4 часа, при условии участия в нем группы 7 человек, если же количество людей увеличивается, времени соответственно требуется больше.)

Консультант часто встречается с ситуациями, связанными с кризисом. Наиболее острой проблемой в консультировании подобного рода для практического психолога является правильное использование и грамотное прочтение О.С. клиента. Кроме теоретических представлении об О.С. студентам необходимо:

  • уметь вычленять О.С. из общего контекста клиентского реагирования;
  • уметь экологично активизировать О.С.;
  • уметь распределять нагрузку консультирования в соответствии с основными гипотезами, которые выдвигаются в процессе О.С. при консультировании кризиса.

В соответствии с задачами, на семинаре выделяются следующие вопросы:

1.Понятие об О.С.

2. Экология О.С. в кризисном консультировании.

3. Способы построения гипотез консультантом на основе О.С.

Литература.

Основная:

1. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями.М.,2002.

2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург., 1996.

2. О Коннер Д. Введение в НЛП. М., 2000.

Обязательный раздаточный теоретический материал к семинару.

Определение О.С.

"Обратная связь" есть способ помочь клиенту задуматься над коррекцией своего поведения. Это сообщение клиенту (или группе), которое несет информацию о том, как его/ее воспринимают другие. О.С. помогает клиенту поддерживать адекватное представление о своем поведении и, таким образом, успешнее достигать своих личных целей.

Некоторые критерии экологичной (безопасной и полезной) О.С.

1. Она скорее описательная, чем оценочная. Данное кому-либо описание его собственного поведения предоставляет клиенту свободу выбора в использовании или не использовании его. Избегая оценочного языка, мы тем самым, уменьшаем потребность клиента защищаться. (Необходимо дифференцировать с термином Анастази– «все чаще и чаще термин «оценка» используется по отношению к интенсивному изучению человека, ведущему к выдаче рекомендаций для проведения действий по решению конкретной проблемы» (Anastasi, 1992).

2. Она скорее специфична, чем обща. Даже, когда мы делаем общий обзор типа "вы обозначили ваши чувства", полезнее спросить: "Какие чувства это вызвало у вас?", вместо констатации: "Должно быть вам больно".

3. Она направлена на поведение, в котором клиент способен что-либо сделать для себя конструктивное, таким образом, фиксирует зоны ресурса, силы клиента. Фрустрация лишь возрастет, если клиенту указать на те недостатки поведения, которые находятся вне его контроля.

4. Она учитывает интересы и дающего, и принимающего ее. О.С. может быть деструктивной, если служит потребностям консультанта и не учитывает нужд клиента, к которому направлена. О.С. - это двусторонний процесс, делающий коммуникацию в процессе консультирования прозрачной и поэтому - безопасной.

5. О.С. должна быть своевременна. В основном, О.С. максимально полезна, когда выдается сразу вслед за соответствующей реакцией абонента, в зависимости, конечно, от готовности клиента услышать ее. В случае, если О.С. не запрашивается или клиент не готов к восприятию какой – либо специфической информации (интерпретации, обобщению, оценке и т.п.) консультант не может давать О.С. Он должен ждать «запроса» (готовности, проявления потребности) О.С. Если клиент не хочет слышать чего-то, что консультант считает необходимым ему сообщить, в соответствии с гипотезой и подтверждением ее, - следует молчать об этом предмете!

6. С помощью О.С. можно проверить ясность диалога. Один из способов - спросить клиента: "Что Вы услышали?"

7. Когда О.С. осуществляется в группе, у обоих участников этой коммуникации есть возможности справиться у группы о точности О.С.: «Является ли возникшее впечатление частным или его разделяют и другие?».

8. О.С. должна подтверждать принадлежность ее консультанту, как хозяину. Используйте посылки с "Я", избегайте начинать фразу, содержащую начало О.С. с "Вы... ". Экология диалога сохраняется, если О.С. подтверждает реагирование только консультанта, что собственно и происходит в процессе гипотетического мышления профессионала. Клиент не несет ответственности за О.С. консультанта.

9. О.С. может быть повторимой не более трех раз. Лучше не использовать вторично уже однажды выданную О.С. Используйте одинаковую по смыслу О.С. лишь применительно к 1 или 2 случаям. Консультанту необходимо находить в себе возможность быть альтернативным в выдвижении гипотез, однако не забывайте о симптомокомплесном принципе наблюдения за клиентом.

10. О.С. не может быть только негативной или только позитивной.
ПОМНИТЕ: О.С. - способ оказания помощи. Это механизм коррекции поведения клиента, который хочет понять, насколько верно его индивидуальные средства коммуникации отражают его намерения.

О.С. не эффективна, если:

- нет эмоциональной включенности консультанта. "Самоубийство или кризис, могу ли я вам помочь?"- если это или что-то подобное сказано слишком быстро или, наоборот, промямлено, звучит отнюдь не тепло и доверительно, а скорее как формальный вопрос.

- О.С. делается на основе информации, собранной слишком быстро или механистично.

- слишком много простых вопросов или слишком много времени тратится на вопросы.

- консультант обрывает клиента на середине фразы.

- чувство дискомфорта во время паузы (как короткой, так и длинной).

- слишком много «Ах-ов» или психиатрических "Хм-м". Используйте слова "похоже", "как вы знаете", "типа" и т. п.

- консультант слишком эмоционально выражает осуждение.

- слишком частые просьбы клиента о помощи в диалоге.

- рассеянность консультанта: он наблюдает за тем, что творится вокруг и позволяет происходящему мешать концентрации на диалоге.

- консультант имеет готовое решение (убеждения типа "Я уже решил").

- слишком большая закрытость или открытость консультанта.

- неспособность консультанта твердо держаться с клиентом или непонимание тех моментов, когда необходимо проявить твердость.

- консультант никогда не проявляет эмоций в процессе диалога или, наоборот, консультант продемонстрировал очень сильное потрясение, любую другую эмоцию.

- тревожное окончание разговора, например: «Я переживаю за Вас и жду в следующий раз.».

Знайте о:

- "красной селедке": это проблема, за которой скрывается правда. Клиент способен переживать сильную боль, лишь бы только избежать разговора о реальной проблеме. Вслушивайтесь в повторяющиеся слова, фразы. Помогите ему продвинуться по пути к реальной проблеме, если его сопротивление не очень велико.

- "ага"-опыте: это случается, когда консультанта внезапно озаряет гениальное решение проблемы абонента. Помните, мы не диагносты, мы не должны искать реальное решение проблемы, сообщая его как откровение абоненту; мы должны помочь абоненту самостоятельно принять решение по поводу его проблемы или его переживаний.

- ловушке болтливости: абонент подробно и многословно освещает свою проблему, демонстрируя при этом легкий, свободный тон разговора, хорошее чувство юмора. Он, кажется, может говорить бесконечно, описывая все новые и новые подробности, создавая впечатление интенсивной работы, на самом деле не продвигаясь при этом ни на шаг в понимании своих проблем.

- ловушке "как бы вы поступили на моем месте?": человек хочет видеть в вас волшебника, несущего долгожданный ответ. Если вы пойдете на это и дадите прямой совет, абонент может вернуться к вам со словами: "Вы посоветовали... и это не помогло, поэтому..."

- ответственности: помните, что вы являетесь основной надеждой клиента.

- молчаливом клиенте: всегда относитесь к такому человеку, как будто он собирается с силами, чтобы начать говорить. Не воспринимайте это как то, что человек пришел отнять ваше время или поиздеваться над вами . Ваше присутствие для клиента м.б. важнее всего. Консультант должен иметь большой арсенал в выборе средств коммуникации с таким клиентом.

Ход семинара.

Форма : тьютерские группы, общегрупповые презентации, рефлексия.

  • Разбиться на микрогруппы (3 человека) и обсудить 1-й вопрос. «Сформулировать определение и основные критерии экологичной обратной связи. Результаты записать на плакате».
  • Выслушать ответы всех микрогрупп. Задать вопросы друг другу по использованным понятиям, и по содержанию ответов.
  • Каждому записать в тетради один случай из практики консультирования.
  • Представить случай по следующим пунктам в подгруппах из пяти человек:
    • характер основной жалобы, просьба в обращении
    • характерологические особенности личности обращающегося клиента, его возраст
    • история его проблематики
    • основные гипотезы, которые использует консультант в работе со случаем
  • Обсудить в подгруппах материал и выбрать самый интересный случай, предварительно выработав и записав общие для подгруппы критерии «интересности» случая.
  • Выбрать себе консультанта из противоположной группы и проконсультироваться у него по выбранному случаю. (Все пять человек консультируются одновременно).
  • То же самое для другой группы: те, кто консультировался, теперь выступают в роли консультантов. (Выполняющему роль клиента необходимо ориентироваться на реакции, которые рождаются в процессе ролевой игры, не подыгрывая консультанту.) Консультируя обязательно вести протокол консультации , выделяя основные гипотезы и реакции, О.С. клиента.
  • В общей группе обсудить результаты консультирования.
  • Какие критерии при выборе самого интересного случая использовались? (Нахождение критериев является своеобразным тренингом развития гипотетического мышления в консультировании).
  • Что было полезным для клиентов, какого рода обратная связь консультанта запомнилась, была принята?
  • Что в обратной связи консультанта настораживало клиента, рождало протест или м.б. другие негативные реакции?
  • Какие гипотезы, выдвигали консультанты в процессе консультирования?
  • Какая О.С. клиента была самой информативной и продвигала консультацию? Какая мешала, сбивала с толку? Мешала отслеживать , оценивать, собирать симптомокомплекс?

В процессе ответов преподаватель на доске делает запись: «Стратегии консультирования: Оля Миша Нина Валентин (под каждым именем студента записываются те эффективные и неэффективные шаги- гипотезы, приемы его мышления и действия, в соответствии с мыслительными выборами - гипотезами, которые он, как консультант применял в отношении к клиенту).

Насколько разнятся ваши стратегии консультирования, кто заметил разницу? Запишите в тетради, чем ваша консультация отличается от консультации ваших коллег. Чем это можно объяснить? (Отрефлексируйте свою стратегию мыследеятельности и сравните ее с другими.)

В большой группе можно ввести роль супервизора, разделив группу на 3-ки, который по рефлексивным вопросам отслеживает процесс консультирования и сообщает свои наблюдения. В малой группе роль супервизора берет на себя преподаватель.

Результат семинара подводится через организацию обратной связи с группой студентов. (Анкетирование, или обсуждение по кругу)

    • Что особенно запомнилось из теоретической концептуальной информации?
    • Как вы будете применять гипотетизм и знание своих мыслительных стратегий на практике?
    • Что понравилось в семинарском занятии?
    • Что не понравилось и хотелось бы изменить?

В ходе проведения семинара возможен вариант после п.5:

Тот человек, чей случай выбран, как интересный, представляет себя клиентом и выбирает консультанта из каждой противоположной группы, не касаясь тех, кто стал в них клиентом. Студенты, выполняющие роль психологов-консультантов, ведут обязательно протоколирование всех гипотез, которые выдвигаются в процессе консультирования.

Разделитесь по четыре человека. Трое консультируйте одного человека, выдвигая гипотезы попеременно, обязательно отслеживая работу предыдущего консультанта, так, чтобы обеспечивать преемственность в ведении консультирования, сохраняя логику и подстройку и к клиенту и к двум другим консультантам.

8. _»_

Выделяются следующие критерии «интересных» для консультирования случаев:

Необычность ситуации (например, консультация не в обычных условиях кабинета, нестандартный, оригинальный запрос и т.д.)

Запоминающаяся (откликнувшаяся внутри у всех) история клиента.

Требующая особых усилий и нестндартных способов решения, порой , неожиданных для консультанта (как у Милтона Эриксона – подняться на гору и спуститься с нее).

Для консультирования таких случаев, по обратной связи участников семинара, просто необходим рефлексивно-обусловленный анализ, основанный на выдвижении альтернативных оригинальных , теоретически обусловленных, но часто неожиданных и нестандартных гипотез, который может состояться вначале только при условии участия в этом процессе целой группы специалистов.

Тема 2: Эффективный консультант.

Форма: эриксоновский гипноз, арттерапия, группанализ.

Цель семинара:

    • Усвоение техники и понятия «выдвижение гипотез».
    • Развитие гипотетизма и аутентичности консультанта.

Вопросы к семинару:

1.Использование регрессии как психодинамического приема в консультировании.

2. Образы и их символическое значение – основа для гипотез консультанта.

3. Креативность мышления консультанта-психолога.

Литература:

 

Основная:

1. Стюарт В.Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М.,1998.

2. Семинар с доктором медицины Милтоном Г.Эриксоном.(уроки гипноза)/ ред.Дж.К.Зейга.М.,1994.

 

Дополнительная:

  • Кейсмент П.Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995.
  • Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.,1997.

 

Ход работы (4часа при группе не более 12 человек)

  • Разминка «Комплимент» . Выразите комплимент вместе с приветствием тому, кто сидит вслед за вами. Цель упражнения: повышение динамичности, активизация внимания, эмпатии.
  • Преподаватель: -Насколько вы готовы быть открытыми? Определите по шкале от 1до 10. (Подобная работа требует сформированного уровня сплоченности в группе, и студентов, изучивших принципы и методики предлагающейся им технологии нейро-лингвистического программирования, арттерапии, символдрамы и эриксоновского гипноза).

    -Какие правила для групповой работы нужны? (Ответы по кругу от каждого).

  • Работа в кругу с групповой регрессий (Формула регрессивного группового погружения выстраивается преподавателем при условии, если он владеет техникой эриксоновского гипноза , направленной визуализации и групповой психоаналитической методикой использования образов (Символдрама в т.ч.).

    Преподаватель: - Сядьте удобно,.. постарайтесь расслабиться ,.. сосредоточьтесь на своем дыхании…Вспомните о каком – либо событии, которое было очень радостно для вас,… где оно происходило,это радостное событие…. И ,может быть,того, кто был с вами рядом… какие чувства в вас, может, вызвало это событие,… какие возможности и, может быть, способности вы тогда проявляли… и как реагировали на вас тогда окружающие… какие чувства в них рождали вы в тот час… вспомните кем вы себя тогда ощущали, …во что, может, верили,… что сбылось ,и что не сбылось из этой веры …, пусть это радостное событие всплывет перед вами из прошлого, как будто это происходит с вами сейчас… просмотрите все, что проходит перед вами в образе, запомните все, что видите…(пауза побольше). Расскажите нам о том, что было….

    Рассказ каждого может быть целостным, может прерываться рассказом другого, как бы добавляя и продолжая ассоциации , рожденные предыдущим членом группы, что создает динамику регрессивного состояния и позволяет работать с глубинными процессами в группе. В свою очередь визуализация может состояться как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Может сложиться впечатление, что пересказы некоторых участников уже происходят от имени сознательного , однако это не мешает прорываться скрытым негативным, тяжелым эмоциям , которые имеют возможность быть принятыми всей группой, соответственно резонировать и утилизироваться. Работа длится до тех пор, пока каждый в группе не закончит свой «рассказ-образное воспоминание»!

  • Нарисуйте чувства по поводу образа- воспоминания .
  • Поместите на вернисаж в свободном порядке , используя лишь принцип: рядом с тем, чье чувство близко по контексту (цвет, форма, сюжет и пр) рисунка другого.(Используя эффект резонанса).
  • Отследите, как меняются ваши чувства теперь, что происходит? Какие мысли вы находите в себе по поводу произошедшего в группе?
  • Опишите гипотезы, объясняющие причины развития ваших образов, причины развития образов того, чей резонировал с вашими чувствами. Задайте вопрос, основанный на вашей гипотезе и который мог бы уточнить, проверить вашу гипотезу, адресату, соблюдая экологию.
  • Преподаватель: Как вы думаете, на чем основано рождение самых сильных чувств? Что происходит, какой процесс, в какой модальности идет работа группы?

 

Тема 3:Развитие гипотетического мышления.

Форма: Групповой анализ, рефлексия.

Цель: формирование навыка выдвижения гипотез с опорой на психологические теортичекие концепции и профессиональный опыт. Освоение навыка аутентичности консультанта.

 

Вопросы к семинару.

1. Теории личности, как концептуальная опора для гипотез психолога-консультанта.

2. Конгруентность консультанта и клиента в процессе интервьюирования .

 

Литература:

Основная :

1. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М., 2001

2. Хьел Л.,Зиглер А. Теории личности . СПб., 2002

Дополнительная:

Крайг Г. Психология развития. СПб.,2002

 

Ход семинара(2часа)

А. Сообщите о себе группе то, что сейчас для вас является самым важным в жизни и вызывает в вас эмоциональный отклик.

Б. Группа, каждый по кругу : Внимательно выслушав, дайте обратную связь говорившему в форме гипотезы-реплики (предложения, вопроса): какую известную психологическую теорию можно подвести под это сообщение, исходя из вашего гипотетического предположения и задайте вопрос говорившему.

В. Обратная связь говорившего после всех гипотез, прозвучавших в группе. (Надо откликнуться на конгруэнтные для вас гипотезы.)

Например, реплика:

А: Мой малыш дерется, стал агрессивен.

Член группы 1 - Я предполагаю, что это возрастной кризис. Сколько лет мальчику? – 2г.8мес.

Член группы 2 – Я предполагаю, что ребенок испытывает страх кастрации. Фаллически-эдипальная стадия (приступ ярости равен приступу страха) Может ты слышала или видела ,чего боится твой малыш?

И так каждый по кругу.

Б: Когда гипотезы-вопросы закончены, тот, кто говорил о чем - то своем значимом и эмоциональном в жизни, дает обратную связь, сообщая то, что стало для него самым главным и подходящим из всей альтернативы высказанных гипотез:

- Мне стоит подумать о том, что он чего-то боится , может быть засыпать в темноте и не настаивать на том, чтобы выключать свет.

Прорабатываются не менее семи выдвинутых проблем группой в формате выдвижения гипотез.

Г. Отрефлексируйте процесс в группе. Что вы чувствовали:

Что было трудно, что просто, почему?

Курильченко Н.Н. Доцент кафедры общей психологии Сургутского ГПИ, К.Б.Н., психотерапевт Европейского реестра


О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2024 © Мир Психологии   Качалов Владимир