Автор |
Сообщение |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Сб Фев 27, 2010 17:26 |
|
|
Есть ли у человека инстинкт самосохранения? Не желание жить, а способность выживать, не задумываясь о технологии выживания? Я думаю нет.
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Сб Фев 27, 2010 21:28 |
|
|
Цитата: |
Герберт Спенсер в "Принципах психологии" определил инстинкт как "бессознательное действие" или как "сложную совокупность рефлексов". То есть, бессознательная реакция на внешний раздражитель (например, мы отдергиваем руку от горячего предмета) - это рефлекс. Сложная система таких реакций, которая позволяет достигать не СРАЗУ очевидной цели (например, что бы кого-то скушать надо вначале побегать) - это инстинкт.
Вильям Джеймс в конце 19 столетия определил инстинкт как "способность действовать и достигать целей без предвидения этих целей и без предварительного обучения этим действиям".
|
Спенсер и Джеймс? Господи, Зиги, вы бы ещё Аристотеля вспомнили...
Понятие инстинкт действительно несколько размыто. Младенец одназначно действует на основе врождённых механизмов (инстинктов и рефлексов). Механизмы усвоения языка то же врождённые, хотя вне социума язык не усваивается (Маугли не мог разговаривать). У человека врождённые системы отвечают за формирование высших психических процессов, которые в дальнейшем подчиняют себе инстинкты и рефлексы. Однако врождённые элементы психики ни куда не исчезают - это основной компонент бессознательного. Инстинкт запускает механизм поиска предмета удовлетворения потребности (в основном биологических), то есть выполняют функцию побуждения.
По форме - это не инстинкты (как их понимают этологи), но генетически возникают из классически понимаемых инстинктов. Отсюда и путаница. Однако расширеное понимание инстинкта в психологии, с практической точки зрения, оправдано.
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Сб Фев 27, 2010 21:37 |
|
|
Цитата: |
Есть ли у человека инстинкт самосохранения? Не желание жить, а способность выживать, не задумываясь о технологии выживания? Я думаю нет.
|
Паника, Зиги, классический пример инстинкта самосахранения. Когда человек спасается от опасности он не задумывается о "технологии выживания", а просто бежит. Естественно паническое состояние может быть подавлено волевым усилием. Но сам то механизм время от времени срабатывает.
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 02:22 |
|
|
Vitaliy
Цитата: |
Спенсер и Джеймс? Господи, Зиги, вы бы ещё Аристотеля вспомнили...
|
Если надо и его вспомню. Вы Павлова вспоминаете и ничего.
Дело в том, что после них пошла эта вся неразбериха в определениях.
Цитата: |
Инстинкт запускает механизм поиска предмета удовлетворения потребности (в основном биологических), то есть выполняют функцию побуждения.
|
Вот схема поведения голодного взрослого человека: в крови снизился уровень глюкозы(сейчас правда говорят о каких-то гормонах голода) - центр голода расположенный в гипоталамусе замечает это снижение - у человека возникает чувство голода - человек с чувством голода, в зависимости от ситуации, либо идет на кухню, либо в ресторан, либо терпит, либо и т.д. Что в этой схеме инстинкт? Врожденным, одинаковым для всех и неизменным по ИМХО здесь является только реакция гипоталамуса на снижение уровня глюкозы, т.е. чистая физиология, а не поведение. Все остальное - как реагировать на чувство голода и как его удовлетворять в зависимости от ситуации - результат обучения. Может я что-то упустил?
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 05:17 |
|
|
А как быть с паническим бегством? Результат обучения?
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 06:27 |
|
|
« центр голода расположенный в гипоталамусе замечает это снижение - у человека возникает чувство голода - человек с чувством голода, в зависимости от ситуации, либо идет на кухню, либо в ресторан, либо терпит, либо и т.д. Что в этой схеме инстинкт? Врожденным, одинаковым для всех и неизменным по ИМХО здесь является только реакция гипоталамуса на снижение уровня глюкозы, т.е. чистая физиология, а не поведение. Все остальное - как реагировать на чувство голода и как его удовлетворять в зависимости от ситуации - результат обучения. Может я что-то упустил?»
Упустили.
Вот если вы не знаете что такое доктор, шаман и т.д. и у вас вдруг резкая боль в животе - тут действительно только чувство боли и вы не знаете что делать.
А вот когда у младенца возникает чувство голода ему дают грудь и он ЗНАЕТ, что нужно делать. Это потом уже он
учится где, что и как добывать.
врождённые элементы психики ни куда не исчезают - это основной компонент бессознательного. Инстинкт запускает механизм поиска предмета удовлетворения потребности (в основном биологических), то есть выполняют функцию побуждения.
По форме - это не инстинкты (как их понимают этологи), но генетически возникают из классически понимаемых инстинктов.
|
|
|
|
|
 |
SensiblaПользователь
Сообщения: 13090 Регистрация: 21.10.2007
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 11:23 |
|
|
Цитата: |
Все остальное - как реагировать на чувство голода и как его удовлетворять в зависимости от ситуации - результат обучения. Может я что-то упустил?
|
(мрачно) угу. Чайки.
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 12:41 |
|
|
Vitaliy
Цитата: |
Вот если вы не знаете что такое доктор, шаман и т.д. и у вас вдруг резкая боль в животе - тут действительно только чувство боли и вы не знаете что делать.
|
А где живут такие люди, которые не знают докторов или шаманов? Ведь даже в самых древних и примитивных культурах они присутствуют.
Цитата: |
А вот когда у младенца возникает чувство голода ему дают грудь и он ЗНАЕТ, что нужно делать.
|
Схема поведение голодного грудничка: в крови снизился уровень глюкозы - центр голода расположенный в гипоталамусе замечает это снижение - у ребенка возникает чувство голода - запускается "центр крика" - дается грудь или бутылка - запускается сосательный рефлекс. Вот это пример автоматического поведения.
Цитата: |
врождённые элементы психики ни куда не исчезают - это основной компонент бессознательного.
|
Ну и что конкретно врожденного в пищевом поведении?
Цитата: |
Инстинкт запускает механизм поиска предмета удовлетворения потребности (в основном биологических), то есть выполняют функцию побуждения.
По форме - это не инстинкты (как их понимают этологи), но генетически возникают из классически понимаемых инстинктов.
|
Уже звучит как мантра.
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 12:48 |
|
|
Vitaliy
У чаек НЕ ТОЛЬКО инстинкты. А вообще я сейчас о людях.
|
|
|
|
|
 |
SensiblaПользователь
Сообщения: 13090 Регистрация: 21.10.2007
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 13:26 |
|
|
И у людей НЕ ТОЛЬКО разум и обучение. А и ЖИВОТНЫЕ ИНСТИНКТЫ.
Цитата: |
Вот схема поведения голодного взрослого человека: в крови снизился уровень глюкозы(сейчас правда говорят о каких-то гормонах голода) - центр голода расположенный в гипоталамусе замечает это снижение - у человека возникает чувство голода - человек с чувством голода, в зависимости от ситуации, либо идет на кухню, либо в ресторан, либо терпит, либо и т.д. Что в этой схеме инстинкт?
|
Сосательный. Будет в любом случае, дойдет ли чел до холодильника, ресторана и пр., нет ли.
Если Вы, ЗФ, увидите кошку, не закапывающую экскременты, что это Вам скажет?
Спор-то о чем? О названиях? О том, как по-разному этот одинаковый набор инстинктов (ограниченный набор, не у всех имеющийся в наличии в полном комплекте, но, тем не менее, ограниченный и зафиксированный в различных монографиях, статьях и учебниках) проявляется?
О том, что "забота мужчины обо мне" не является инстинктом? Что является искаженным родительским?
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 18:02 |
|
|
Sensibla
Это рефлекс.
Цитата: |
И у людей НЕ ТОЛЬКО разум и обучение. А и ЖИВОТНЫЕ ИНСТИНКТЫ.
|
А приведите примеры ЖИВОТНЫХ ИНСТИНКТОВ у человека? Может я чего-то не замечаю? Маленькие дети в зависимости от возраста оставленные без полноценного воспитания людьми, не то что ухаживать за детьми, они даже ходить не умеют.
Отсутствие готовых программ действия(при наличии животных потребностей), но с большой возможностью многому научиться и отличает людей от всех остальных представителей животного мира. В этом есть и плюсы, и минусы. Самый большой плюс, возможность передавать в ОГРОМНОМ ОБЪЕМЕ информацию НЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ, при помощи культуры.
Цитата: |
Если Вы, ЗФ, увидите кошку, не закапывающую экскременты, что это Вам скажет?
|
Домашнюю кошку или дикую кошку в природе? Если домашнюю, то есть вероятность, что ее ругали хозяева, потому что когда она каждый раз пытаясь закопать пачкалась, а потом бежала на диван. Т.е. не закапывание это результат обучения. Если дикую, то покажите мне ее.
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 18:25 |
|
|
Sensibla
Цитата: |
О том, что "забота мужчины обо мне" не является инстинктом? Что является искаженным родительским?
|
О том есть или нет у человека инстинкты вообще, а прежде чем что-либо искать надо подобрать описание, а с этим проблема.
|
|
|
|
|
 |
SensiblaПользователь
Сообщения: 13090 Регистрация: 21.10.2007
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 23:00 |
|
|
Домашнюю, взятую котенком и никогда не закапывающую
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Вс Фев 28, 2010 23:52 |
|
|
«Отсутствие готовых программ действия(при наличии животных потребностей), но с большой возможностью многому научиться и отличает людей от всех остальных представителей животного мира. В этом есть и плюсы, и минусы. Самый большой плюс, возможность передавать в ОГРОМНОМ ОБЪЕМЕ информацию НЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ, при помощи культуры. »
Зиги вы кто по образованию? Или на кого учитесь? Вы знакомы хотябы с культурно-исторической теорией Выготского или теорией деятельности Леонтьева? Вы в курсе, что без определённых врождённых механизмов никакая культурная деятельность усваиваться не будет? Подражание - основной инстинкт на основе которого ребёнок усваивает элементы культуры.
Хотите других?
Понаблюдайте за полноценными мужиками когда рядом красивая девушка - грудь вперёд, живот втягивается, он весь расширяется и вытягивается в верх, старается занять больше места, проявляет агрессию по отношению к потенциальным соперникам. Чем не врождённая программа - петух фазана делает то же самое.
Вообще я уже давно заметил и писал о том, что вы не читаете весь текст и не пытаетесь его понять, а выдёргиваете куски за которые можно зацепиться - кусок текста вне контекста может иметь другой смысл. Вы в курсе?
«А где живут такие люди, которые не знают докторов или шаманов? Ведь даже в самых древних и примитивных культурах они присутствуют.»
Гипотетически - там смысл в другом...
«Схема поведение голодного грудничка: в крови снизился уровень глюкозы - центр голода расположенный в гипоталамусе замечает это снижение - у ребенка возникает чувство голода - запускается "центр крика" - дается грудь или бутылка - запускается сосательный рефлекс. Вот это пример автоматического поведения.»
У вас есть свои дети? Не только крик. Сначало они причмокивают и ищут источник питания. А если не получают тогда уже орут.
Кстати почему вы разделили цепочку рефлексов: крик - сосательный. Как раз выходит врождённый поведенческий комплекс. Эти рефлексы имеют общую цель.
И как всё таки быть с паническим бегством?
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Пн Мар 01, 2010 02:56 |
|
|
Sensibla
Цитата: |
Домашнюю, взятую котенком и никогда не закапывающую
|
"Никогда" очень подозрительная вещь, за котенком велась круглосуточная съемка?
|
|
|
|
|
 |
SensiblaПользователь
Сообщения: 13090 Регистрация: 21.10.2007
|
|
Добавлено: Пн Мар 01, 2010 08:26 |
|
|
Так Зф, что это Вам скажет? Это, насколько я понимаю, был Ваш главный аргумент?
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 03:30 |
|
|
Sensibla
Цитата: |
Так Зф, что это Вам скажет?
|
Это мне скажет, что даже не у всех кошек есть инстинкт закапывания фекалий. Чего уж тогда о людях говорить?
Цитата: |
Это, насколько я понимаю, был Ваш главный аргумент?
|
Нет был пример наглядный по ИМХО.
Vitaliy, теперь уже и не знаю как вас цитировать, если все целиком, то не понятно с чем я не согласен, если часть скажите что кусок вырван из контекста и поэтому поменялся смыл(прям какое-то Священное Писание). Ну ладно попробую.
Цитата: |
Подражание - основной инстинкт на основе которого ребёнок усваивает элементы культуры.
|
Да, у физически здорового ребенка есть врожденная способность усваивать культурный опыт, если вам хочется назвать это инстинктом, пусть будет так. Но у меня возникает вопрос, а как называется то что он получит в ходе обучения? Вот ребенок 3 лет научился тому, что в случае голода нужно просить маму покушать, это инстинкт или результат обучения?
Мне очень хочется понять, где заканчивается инстинкт и начинается обучение? Что в поведении малыша врожденное, а чему он научился?
Вот по ИМХО просить маму еды это полностью результат обучения, где тут инстинкт? Я не вижу, но вполне возможно я ошибаюсь. Можно сказать инстинктом здесь является "поиск пищи, который имеется о рождения". Но набор программ для поиска пищи данный от рождения и полученный в ходе обучения две большие разницы по ИМХО! Если поиск пищи у всех новорожденных практически одинаковый, то через некоторое время он уже многим отличается, остается лишь одно все хотят кушать и каким-то образом ищут пищу. Если всю имеющуюся у человечества совокупность разнообразных действий по поиску, приготовлению, хранению и т.д. ОБОБЩИТЬ в одном понятии "пищевой инстинкт" или "инстинкт поиска пищи", то смысл это понятие таким образом размывается и становиться не понятным что же конкретно оно означает. И в ходит в противоречие с врожденностью, независимостью от обучения, одинаковостью для всех представителей вида. Так можно договориться до того что сложная инженерная задача по строительству дома со всеми коммуникациями и т.д. это что-то на подобии строительства гнезда какой-нибудь птичкой.
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 03:57 |
|
|
Vitaliy
Цитата: |
Понаблюдайте за полноценными мужиками когда рядом красивая девушка - грудь вперёд, живот втягивается, он весь расширяется и вытягивается в верх, старается занять больше места, проявляет агрессию по отношению к потенциальным соперникам. Чем не врождённая программа - петух фазана делает то же самое.
|
Почему-то вспомнилось...
В сауне парятся здоровенный накачаный парень и пожилой мужичок.
Старичок спрашивает парня:
-Слушай, а что у тебя с животом?
-Это пресс
-А зачем?
-Девкам нравится.
Старичок вышел, попил пива, макнулся в бассейн и опять спрашиавет:
-Не, ну а все же, что у тебя с животом?
-Это пресс, девкам нравится.
-Да?...
И уже на выходе они снова встретились, старичок показывает парню толстенный бумажник:
-Вот это пресс, девкам нравится, а у тебя что-то с животом...
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 13:31 |
|
|
«Мне очень хочется понять, где заканчивается инстинкт и начинается обучение? Что в поведении малыша врожденное, а чему он научился?»
Да ни где одно не заканчивается, а другое не начинается! Вы ни как не поймёте, что деятельность человека - сложный системный процесс. К примеру вы осознаёте движения ваших ног во время ходьбы? Да почти никогда! Вы направляетесь к цели, при этом можете размышлять о сути бытия (эти мысли и являются содержанием сознания в данный момент), при этом вас может побуждать двигаться к цели неосознаваемая врождённая потребность, а ноги и всё тело будут совершать автоматические движения. На хорошо знакомом пути даже повороты будут осуществляться на автомате. Где кончается одно и начинается другое? Так вы идёте куда-то или размышляете о смысле бытия?
Вся деятельность новорожденного инстинктивна и рефлекторна. Постепенно, по мере усвоения опыта и созревания высших корковых структур большого мозга, формируются высшие психические функции и им подчиняются все низшие психические функции и процессы. В том числе и инстинкты. Инстинкты перестают прямо влиять на моторику и действуют опосредованно через высшие психические функции в форме побуждения. Некоторые инстинкты сохраняются в почти неизменном виде, например инстинкт самосохранения в случае паники.
Почему что-то где-то должно кончаться, а нечто начинаться. В мозгу может одновременно происходить несколько параллельных процессов. Любая деятельность осуществляется одновременно на всех уровнях организации. Это сложнейшие процессы. Где кончается один и начинается другой если они происходят одновременно?
«-Вот это пресс, девкам нравится, а у тебя что-то с животом..»
Очень смешно.
Человек может, конечно, подавить любую врождённую реакцию, сознательно или та подавляется в результате обучения. Но она есть и пытается, так или иначе, проявиться. Любой нормальный мужик в присутствии женщины подтягивает живот, расправляет плечи, выпячивает грудь. Иногда едва заметно, но это происходит. И это инстинктивно.
Я не пытаюсь вам доказать, что инстинкты целиком определяют поведение человека. Я хочу вас убедить, что инстинкты у человека есть и так или иначе оказывают влияние на поведение. На сколько значительно это влияние - другой вопрос, здесь много точек зрения.
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 13:32 |
|
|
«Мне очень хочется понять, где заканчивается инстинкт и начинается обучение? Что в поведении малыша врожденное, а чему он научился?»
Да ни где одно не заканчивается, а другое не начинается! Вы ни как не поймёте, что деятельность человека - сложный системный процесс. К примеру вы осознаёте движения ваших ног во время ходьбы? Да почти никогда! Вы направляетесь к цели, при этом можете размышлять о сути бытия (эти мысли и являются содержанием сознания в данный момент), при этом вас может побуждать двигаться к цели неосознаваемая врождённая потребность, а ноги и всё тело будут совершать автоматические движения. На хорошо знакомом пути даже повороты будут осуществляться на автомате. Где кончается одно и начинается другое? Так вы идёте куда-то или размышляете о смысле бытия?
Вся деятельность новорожденного инстинктивна и рефлекторна. Постепенно, по мере усвоения опыта и созревания высших корковых структур большого мозга, формируются высшие психические функции и им подчиняются все низшие психические функции и процессы. В том числе и инстинкты. Инстинкты перестают прямо влиять на моторику и действуют опосредованно через высшие психические функции в форме побуждения. Некоторые инстинкты сохраняются в почти неизменном виде, например инстинкт самосохранения в случае паники.
Почему что-то где-то должно кончаться, а нечто начинаться. В мозгу может одновременно происходить несколько параллельных процессов. Любая деятельность осуществляется одновременно на всех уровнях организации. Это сложнейшие процессы. Где кончается один и начинается другой если они происходят одновременно?
«-Вот это пресс, девкам нравится, а у тебя что-то с животом..»
Очень смешно.
Человек может, конечно, подавить любую врождённую реакцию, сознательно или та подавляется в результате обучения. Но она есть и пытается, так или иначе, проявиться. Любой нормальный мужик в присутствии женщины подтягивает живот, расправляет плечи, выпячивает грудь. Иногда едва заметно, но это происходит. И это инстинктивно.
Я не пытаюсь вам доказать, что инстинкты целиком определяют поведение человека. Я хочу вас убедить, что инстинкты у человека есть и так или иначе оказывают влияние на поведение. На сколько значительно это влияние - другой вопрос, здесь много точек зрения.
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 13:33 |
|
|
«Мне очень хочется понять, где заканчивается инстинкт и начинается обучение? Что в поведении малыша врожденное, а чему он научился?»
Да ни где одно не заканчивается, а другое не начинается! Вы ни как не поймёте, что деятельность человека - сложный системный процесс. К примеру вы осознаёте движения ваших ног во время ходьбы? Да почти никогда! Вы направляетесь к цели, при этом можете размышлять о сути бытия (эти мысли и являются содержанием сознания в данный момент), при этом вас может побуждать двигаться к цели неосознаваемая врождённая потребность, а ноги и всё тело будут совершать автоматические движения. На хорошо знакомом пути даже повороты будут осуществляться на автомате. Где кончается одно и начинается другое? Так вы идёте куда-то или размышляете о смысле бытия?
Вся деятельность новорожденного инстинктивна и рефлекторна. Постепенно, по мере усвоения опыта и созревания высших корковых структур большого мозга, формируются высшие психические функции и им подчиняются все низшие психические функции и процессы. В том числе и инстинкты. Инстинкты перестают прямо влиять на моторику и действуют опосредованно через высшие психические функции в форме побуждения. Некоторые инстинкты сохраняются в почти неизменном виде, например инстинкт самосохранения в случае паники.
Почему что-то где-то должно кончаться, а нечто начинаться. В мозгу может одновременно происходить несколько параллельных процессов. Любая деятельность осуществляется одновременно на всех уровнях организации. Это сложнейшие процессы. Где кончается один и начинается другой если они происходят одновременно?
«-Вот это пресс, девкам нравится, а у тебя что-то с животом..»
Очень смешно.
Человек может, конечно, подавить любую врождённую реакцию, сознательно или та подавляется в результате обучения. Но она есть и пытается, так или иначе, проявиться. Любой нормальный мужик в присутствии женщины подтягивает живот, расправляет плечи, выпячивает грудь. Иногда едва заметно, но это происходит. И это инстинктивно.
Я не пытаюсь вам доказать, что инстинкты целиком определяют поведение человека. Я хочу вас убедить, что инстинкты у человека есть и так или иначе оказывают влияние на поведение. На сколько значительно это влияние - другой вопрос, здесь много точек зрения.
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 13:34 |
|
|
«Мне очень хочется понять, где заканчивается инстинкт и начинается обучение? Что в поведении малыша врожденное, а чему он научился?»
Да ни где одно не заканчивается, а другое не начинается! Вы ни как не поймёте, что деятельность человека - сложный системный процесс. К примеру вы осознаёте движения ваших ног во время ходьбы? Да почти никогда! Вы направляетесь к цели, при этом можете размышлять о сути бытия (эти мысли и являются содержанием сознания в данный момент), при этом вас может побуждать двигаться к цели неосознаваемая врождённая потребность, а ноги и всё тело будут совершать автоматические движения. На хорошо знакомом пути даже повороты будут осуществляться на автомате. Где кончается одно и начинается другое? Так вы идёте куда-то или размышляете о смысле бытия?
Вся деятельность новорожденного инстинктивна и рефлекторна. Постепенно, по мере усвоения опыта и созревания высших корковых структур большого мозга, формируются высшие психические функции и им подчиняются все низшие психические функции и процессы. В том числе и инстинкты. Инстинкты перестают прямо влиять на моторику и действуют опосредованно через высшие психические функции в форме побуждения. Некоторые инстинкты сохраняются в почти неизменном виде, например инстинкт самосохранения в случае паники.
Почему что-то где-то должно кончаться, а нечто начинаться. В мозгу может одновременно происходить несколько параллельных процессов. Любая деятельность осуществляется одновременно на всех уровнях организации. Это сложнейшие процессы. Где кончается один и начинается другой если они происходят одновременно?
«-Вот это пресс, девкам нравится, а у тебя что-то с животом..»
Очень смешно.
Человек может, конечно, подавить любую врождённую реакцию, сознательно или та подавляется в результате обучения. Но она есть и пытается, так или иначе, проявиться. Любой нормальный мужик в присутствии женщины подтягивает живот, расправляет плечи, выпячивает грудь. Иногда едва заметно, но это происходит. И это инстинктивно.
Я не пытаюсь вам доказать, что инстинкты целиком определяют поведение человека. Я хочу вас убедить, что инстинкты у человека есть и так или иначе оказывают влияние на поведение. На сколько значительно это влияние - другой вопрос, здесь много точек зрения.
|
|
|
|
|
 |
VitaliyПользователь
Сообщения: 439 Регистрация: 19.01.2010 Откуда: из заМКАДья
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 13:37 |
|
|
Пардон за повторные сообщения PDA завис...
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 18:18 |
|
|
Vitaliy
Цитата: |
Да ни где одно не заканчивается, а другое не начинается! Вы ни как не поймёте, что деятельность человека - сложный системный процесс. |
Интересное построение фразы, в начале идет спорное высказывание, а после этого идет трюизм, с которым трудно не согласиться, это что НЛП? Или так получилось случайно?
Да, поведение человека(да и многих животных тоже) сложно, это вовсе не означает, что в этом процессе нельзя выделить врожденное и приобретенное в процессе обучения. Для этого и придумали слово, которое отделяет одно от другого. Вот то что врожденное, без обучения и однотипно для всех это одно, а то что результат обучения уже другое.
Цитата: |
К примеру вы осознаёте движения ваших ног во время ходьбы? Да почти никогда! Вы направляетесь к цели, при этом можете размышлять о сути бытия (эти мысли и являются содержанием сознания в данный момент), при этом вас может побуждать двигаться к цели неосознаваемая врождённая потребность, а ноги и всё тело будут совершать автоматические движения. На хорошо знакомом пути даже повороты будут осуществляться на автомате. Где кончается одно и начинается другое? Так вы идёте куда-то или размышляете о смысле бытия?
|
Здесь доказывается наличие некого автоматизма у людей. Можно куда-то идти и при этом думать, очень удобная вещь, и то и другое результат обучения.
|
|
|
|
|
 |
Зигмунд ФрейдПользователь
Сообщения: 10865 Регистрация: 07.04.2005 Откуда: Из Австрии
|
|
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 18:33 |
|
|
Vitaliy
Цитата: |
Постепенно, по мере усвоения опыта и созревания высших корковых структур большого мозга, формируются высшие психические функции и им подчиняются все низшие психические функции и процессы. В том числе и инстинкты. Инстинкты перестают прямо влиять на моторику и действуют опосредованно через высшие психические функции в форме побуждения.
|
Вы понимаете что вы таким образом приравняли понятие "потребность" и "инстинкт"? А это по ИМХО не правильно.
|
|
|
|
|
 |
|
|