Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Философские вопросы arrow Что есть Матрица ?

Что есть Матрица ?
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Переродившийся
Пользователь
Сообщения: 2033
Регистрация: 10.07.2003
СообщениеДобавлено: Сб Янв 03, 2004 22:29 Ответить с цитатой

ЗЫ: Так что, получается, что не "с одной стороны Бог, с другой черт". А "Бог по середине, черт с краю".
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
SysTry
Гость


СообщениеДобавлено: Сб Янв 03, 2004 22:34 Ответить с цитатой

Многоуважаемый underboat, давайте не будем все сводить к сектантским измышлениям. вы подняли очень сложную и объемную тему. Я могу на фактах доказать что христианчкая релиния есть ни что иное как секта придуманная(!) для управления. Так что не будем.

О матрице.
Да, действительно нельзя доказать что это все не так как показано в фильме, но и нельзя доказать что это все ложь и выдумка! А вы сами ни когда не замечали некоторых закономерностей происходящих в нашем(?) мире? Вообще в "матрице" поднята очень интересная теория о причинах и следствиях (2-ая часть фильма). Вот она очень интересна. Сложна для понимания (сам понял ее только со второго раза), но интересна и увлекательна. Если посмотреть на мир сквозь ее призму, то ответ на вопрос "живем ли мы в матрице" будет "ДА".
Я пробовал "согнуть ложку" - не получилось... Грущу
А вообще фильм о том что люди несвободны. Даже если отбросить матрицу, то все равно окажется что мы лишь "рабы". Та же тема поднималась и в "секретных материалах". Попробуйте взять рюкзак и пойти в сахару - нифига не получится, сколько геморроя на таможне(!), загран паспорт(!) и т.д. мы даже не можем носить с собой те предметы которые хотим!!! О какой свободе вообще может идти речь???!!!!! Так что мы все подневольны! Смиритесь или умрете! Есть все-таки понятие "система" и самое прискорбное что мы в ней живем и мы необходимы для ее существования, как батарейки. Это можно назвать "государством" или "цивилизацией", но суть от этого не изменится. Грущу(
Я считаю что это и есть главная мысль которую до нас хотели донести авторы.

P.S.: Вообще поляки снимают такие фильмы что без бутылки не разберешься, кроме "Матрицы" пример "Солярис" и еще что-то там, непомню уже...
Флудилище Поганое
Пользователь
Сообщения: 190
Регистрация: 01.12.2003
Откуда: деревня Грязь
СообщениеДобавлено: Сб Янв 03, 2004 23:13 Ответить с цитатой

Underboat:
Весьма забавный текст. Авторы фильма даже не подозревают, что сняли "православное кино". Хотя, мне кажется, тут все гораздо проще. Где-то я читал, что существует всего 26 сюжетов. Они возникли еще в древней мифологии, потом перешли в литературу, кино, религию, и, отчасти, в философию и другие гуманитарные дисциплины. Любая последовательность событий, не укладывающийся в один из этих сюжетов не воспринимается человеком в качестве сюжета, и, даже, в качестве целостной последовательности событий, а иногда и просто не воспринимается. Сюжет "спасения" - один из самых популярных. Он постоянно кочует из одной религии в другую, из одного худ. произведения в другое, неизменно будоража умы и сердца гомосапиенсов. Меняются только декорации. Вместо всяких там агнцев, козлищ, пастырей (пастухов) и мытарей теперь хакеры, юзеры, матрицы и прочий 21-й век. Но основа то вся та же. Ничего нового, похоже, человечество придумать не может.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Русалка
Пользователь
Сообщения: 728
Регистрация: 26.12.2003
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2004 01:07 Ответить с цитатой

Андер и Переродившейся , восхищаюсь вами.
Надо же столько накропать....
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Underboat
Пользователь
Сообщения: 2686
Регистрация: 23.09.2002
СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2004 03:06 Ответить с цитатой

Гражданы, а не охренели ли Вы (сорри) - Я с какого-то юморного сайта стянул бредни попа про синематографф "Матрица", а тута целая дисскурвсия развернулась............

Хотя пост Флуда Меня заинтересовал, а можна поподробнее?????
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Флудилище Поганое
Пользователь
Сообщения: 190
Регистрация: 01.12.2003
Откуда: деревня Грязь
СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2004 04:14 Ответить с цитатой

Поподробнее я и сам хочу узнать. О 26 или 33-х сюжетах слышу постоянно, но какого-нибудь серьезного исследования или хотя-бы перечисления сюжетов по номерам с их описанием не встречал (если кто-то знает, буду благодарен за информацию.). Но лично у меня складывается впечатление, что их даже гораздо меньше. Уж очень все однообразно и предсказуемо и в кино, и в литературе, и во всевозможной религиозной и околорелигиозной мифологии.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Марк
Пользователь
Сообщения: 235
Регистрация: 29.06.2003
Откуда: Израиль
СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2004 07:48 Ответить с цитатой

Андер, понравился пост про православный взгляд на "матрицу".
Вроде, даже, и похоже.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Анатоль
Пользователь
Сообщения: 115
Регистрация: 17.07.2003
Откуда: Екатеринбург
СообщениеДобавлено: Пн Янв 05, 2004 16:10 Ответить с цитатой

А почему собственно вопрос, живём ли мы в Матрице, возник именно после промотра фильма "Матрица"? Предполагаю, потому что не читали восточных философских текстов. Хм, правда, я тоже не читал, но читал учебники по философии и оттуда знаю, что основной идее фильма уже не одно столетие исполнилось. Вообще я не увидел в "Матрице" (ни в одной из трёх) ни одной оригинальной идеи. Мне тоже сначала понравилось изложение теории причинности в устах Мировингера, но посмотрев второй раз я понял, что просто понавесил своих проекций. До головной боли обмозговывал третью матрицу, а потом плакал от разочарования, читая "Феноменологию духа" Гегеля.

Вы только не подумайте, что я не люблю "Матрицу". Люблю, все три. Но люблю не за то, ЧТО они говорят, а за то, КАК они "говорят". Одно плохо, во второй и третье матрице Киану Ривз явно не соответствовал своей роли. Это с его-то взрывным истеричным характером играть мессию, озабоченного судьбами мира! Хотя, может дело в том, что плохо продумали образ, и он получился не жизненный.

А вообще, у меня создалось впечатление, что высказывания строятся в таком духе, будто только в "Матрице" проводится идея иллюзорности феноменального мира. А взять ту же самую "Нирвану" с Кристофером Ламбертом? Больще ничего не вспоминается, но я точно видел кучу фильмов по этому сюжету. Что же касается потребительской модели поведения обывателя, то Голливуд разве что не плюётся такими фильмами. То же мне, бунтари выискались. Это скорее планомерная акция сильных мира сего, наподобие "революции" в Грузии или путинского пришествия.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Маш-ка
Пользователь
Сообщения: 7294
Регистрация: 23.09.2002
Откуда: Таллинн
СообщениеДобавлено: Пн Янв 05, 2004 16:56 Ответить с цитатой

Цитата:
О 26 или 33-х сюжетах слышу постоянно, но какого-нибудь серьезного исследования или хотя-бы перечисления сюжетов по номерам с их описанием не встречал (если кто-то знает, буду благодарен за информацию.)


Вот что встречалось мне:
Цитата:

Банальная истина гласит, что и в литературе, и в театре, и (последние сто лет) в кино существует всего несколько "базовых" сюжетов (менее десятка), и все новые творения – суть производные от них.
Одним из сюжетов является "осажденная крепость".
Впервые к этой теме более двух тысяч лет назад обратился древний грек, имевший проблемы со зрением. Крепость называлась Троя, грек ее никогда не видел (и даже рядом не проходил), поэтому люди долгое время думали, что не было никакой Трои. Т.е. две тысячи лет ходили и спрашивали: "а была ли крепость?". В конце позапрошлого века один немец с прекрасным зрением нашел какие-то древние руины и торжественно объявил их Троей. Событие это мистическим образом по времени совпало с изобретением кинематографа. С тех пор плохие нападают, хорошие обороняются. Хорошие нападают – плохие обороняются.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
neo
Пользователь
Сообщения: 134
Регистрация: 24.12.2003
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вт Янв 06, 2004 19:21 Ответить с цитатой

[quote]
Я с какого-то юморного сайта стянул бредни попа про синематографф "Матрица", а тута целая дисскурвсия развернулась............


Скачать,то скачал.... Да не понял
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
neo
Пользователь
Сообщения: 134
Регистрация: 24.12.2003
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вт Янв 06, 2004 19:24 Ответить с цитатой

Цитата:

Я могу на фактах доказать что христианчкая релиния есть ни что иное как секта придуманная(!) для управления.


Докажи
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гольмунд
Гость


СообщениеДобавлено: Ср Янв 07, 2004 02:22 Ответить с цитатой

А вот Юнгианский взгляд на "матрицу". Взято с моего сайта - www.castalia.boom.ru


Матрица» - прорыв или падение
Начну с небольшого описания одного дня своей жизни. Утром, скачивая почту, я обнаружил письмо от своего хорошего знакомого, достаточно серьёзно разбирающегося в оккультной традиции, которое начиналось с вопроса: смотрел ли ты вторую «Матрицу»? Днём я зашел в гости к человеку, которого можно по праву назвать самым большим знатоком кино в нашем городе, и два часа мы проговорили о второй матрице, после чего я пошел на рынок и купил её анимационный вариант. В этом разговоре он сказал, что единственный голливудский фильм, которого он ждал – это именно «Матрица».
Пример матрицы в некотором смысле поразителен, ибо за всю историю кино это единственный случай, когда произведение имеет одинаковый успех и у аристократии, и у плебеев. Логически это необъяснимо – с одной стороны, мы можем вспомнить произведения кино на похожую тему, гораздо более высокого эстетического уровня, хотя бы «Нирвана», потому такой успех «Матрицы» у аристократии достаточно странен. Но и её успех у плебса также непонятен, ибо к боевикам со спецэффектами народ уже привычен, а понять те скрытые философские нюансы, которые проскальзывают в промежутках между боями, средний обыватель в принципе не способен. Так в чём же дело?
Моя интуиция подсказывает, что «Матрицу» и её успех следует рассматривать не с эстетической и даже не с философской, а с религиозно-мифологической точки зрения. Интересно, что даже наш враг Диакон Андрей Кураев, признавал, что «Матрица- это глубоко религиозный фильм, хотя и чуждой религиозности». Успех «Матрицы»- это переход новой системы ценностей на более популярный уровень.
Карл Густав Юнг ещё в 1960 году писал в своей автобиографии: «Ныне личности и отдельные культы столкнулись с угрозой – угрозой быть поглощённым безликой массой. Именно потому во многих местах появляется волна надежды на повторное появление мессии; рождаются даже своего рода визионерский слух, выражающий ожидание искупления. Форма, в которой воплотился этот слух, не имеет параллелей в прошлом; это типичное порождение технического века» (К,Г, Юнг «Воспоминания сновидения размышления»). Юнг, разумеется, имел в виду появление новой веры – веры в пришельцев из космоса, однако главная идея – идея потребности в мессии, через которого произойдёт спасение от растворения в массе с каждым десятилетием становится всё более актуальна в коллективном бессознательном. Успех “Матрицы”, прежде всего, обусловлен именно этим бессознательным ожиданием – художники и пророки во все времена первыми выражали те символы, которые через некоторое время становятся организующими коллективный миф. Именно в этом кроется разгадка столь необъяснимого успеха «Матрицы» у людей совершенно разного интеллектуального уровня, ведь чтобы ощутить на себе действие символа, вовсе необязательно понимать его интеллектуально.
Итак, матрица несёт в себе символ нового мироощущения. Чтобы понять, какого же внутреннее послание «Матрицы», необходимо разобрать её самым подробным образом.
В центре произведения находится древнейший мифологический мотив рождения мессии, искупителя, который, как уже было упомянуто выше, приобрёл особую активность в нашу эпоху «перемены времён». В первой части «Матрицы» мы видим, как главный герой постепенно осознаёт себя мессией, в финале, пройдя смерть и возрождение, обретает власть над матрицей и разрушает её агентов. Человеку, интеллектуально развитому, несложно проследить некие общие параллели с христианской мифологией, о чём неоднократно писали в газетах. Нео будет соответствовать Христу, Морфей – Предтече, Тринити – троице. Риган оказывается классическим предателем – Иудой, а агенты Матрицы - персонификация Сатаны. Однако было бы огромной ошибкой сводить «Матрицу» исключительно к христианской мифологии, ибо, к примеру, идея нереальности мира соответствует буддистско-индуистской мифологии, а эпизод у Пифии с вазой – это Дзен в чистом виде. Можно сказать что «Матрица» - это дитя алхимического брака запада и востока; как и положено алхимическому гермафродиту, она несёт в себе элементы и того, и другого, но не является ни тем, ни другим, ни даже механическим синтезом, а третьим, принципиально новым явлением.
Попробуем максимально подробно рассмотреть скрытый символический пласт «Матрицы», который и делает её столь привлекательной для современного человека, коему «выпала великая честь жить в перемену времён».
Перед началом мы слышим за кадром голоса, где с самого начала упоминается некий избранный, которого «попытаются убить». Во всех классических мифах о герое его рождение начинается с того, что некие тёмные силы должны попытаться его уничтожить. Как мы знаем из библии, и перед рождением Моисея, и перед рождением Христа старый царь издавал приказ уничтожить всех новорожденных младенцев, и новорожденный всегда спасался благодаря тому, что я называю «закономерным чудом». Похожие мотивы мы можем найти и в греческих, скандинавских и индийских мифах, потому мы можем говорить об универсальном мифологическом мотиве или архетипе. Мифы о рождении мессии появлялись в переходные эпохи, когда старый миф сменялся новым, носителем коего должен был стать мессия.
С первого кадра, где полиция, возглавляемая агентами матрицы, преследует Тринити, зритель плотно ассоциирует Агентов с фигурами, наделёнными властью, возможно с агентами ЦРУ. Таким образом, с первых кадров, не зная сюжета фильма, мы настраиваемся на мотив противостояния мятежников и официальной власти, причём со злом отождествляется именно власть. В этой идее, разумеется, нет ни на йоту ничего нового, ибо ещё Алистер Кроули в начале века писал о смене предпочтений с хорошего полицейского на хорошего игрока или, хотя бы, хорошего частного сыщика, который всегда не в ладах с полицией. В наше время пика своего развития эта идея достигла в бессмертном шедевре Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы». Эти нюансы, разумеется, не говорят нам ничего нового о самой Матрице, ибо произведения, где обыгрывался бы данный мотив, не только пересмотреть, но и сосчитать невозможно. Однако это упоминание чётко указывает на то, на какой почве она прорастает. Процесс, при котором человек больше не считает власть защищающей и опекающей, а противопоставляется ей, я бы назвал психологическим освобождением или выходом из утробы. Этот процесс говорит нам о том, что отныне коллективное сознание окончательно уступает место индивидуальному сознанию, которое не нуждается в защите и опеке со стороны «Хороших отцов», а ставит исключительно на себя.
В следующем эпизоде мы впервые встречаемся с главным героем – Нео. Мессия занимается хакерством и делает незаконные операции, что явно подтверждает наши догадки о том, что он стоит по ту сторону закона. Связавшись с ним по компьютеру, Троица через некоторое время выходит с ним на контакт, где говорит о разгадке вопроса. Первая их встреча происходит в условиях альтернативной дискотеки, где по нескольким кадрам нам становится ясно, что здесь царит полная свобода. Опять же то, что по официальному канону «неправильно» и «аморально», становиться первым местом встречи индивида с истиной, где он задаёт первый вопрос.
Затем мы видим Нео на работе, где с ним выходит на связь Морфей. Его преследуют Агенты, и под руководством Морфея он почти уходит от погони, однако в последний момент страх и сомнения берут своё, и он оказывается в руках агентов. Примечательный момент: агенты говорят о двух жизнях Нео – внешней и тайной. Тайная жизнь, как они пытаются его уверить, не имеет перспективы, а ему надо смириться и вернуться к обычной жизни. Заметим, принцип зла, который олицетворяют в этом фильме агенты, изо всех сил стремится воспрепятствовать прикосновению к сакральному миру и вернуть в мир профанический. После чего Нео вживляется датчик, и теперь каждый его шаг будет просматриваться. Заметим, что путь большинства героев связан с сомнением, а начало пути – с ошибки, закономерной неосторожности, которая на первый взгляд отбрасывает героя далеко назад, но на самом деле является закономерной ступенью.
Отвлечёмся на минуту от сюжета и обратим внимание на символику имён основных персонажей. Тринити – троица, тут же ассоциативно связывается у нас с религиозной троицей. Три в оккультизме всегда связанно с динамическим началом, и мужской триадой. Здесь это имя носит ключевой женский персонаж, что мы вполне можем рассматривать как переход от патриархальной модели к шактисткой. Три - цифра динамики, и то, что динамичный принцип бытия символизируется женским персонажем, очень значимый штрих к пониманию фильма. Следующее любопытное имя – Морфей, который, как известно любому семикласснику, изначально является богом сна в греческой мифологии. Здесь Морфей – это фигура проводника, психопома из мира иллюзии в мир реальный. То есть сновидение бессознательно отождествлено с реальностью. Воистину, только поняв свои сновидения и научившись их познавать, можно постичь экзистенциальную реальность своей души. Морфей, для агентов матрицы «самый опасный человек на земле», как раз представляет ту силу, которая освобождает индивида от зависимости от иллюзорного мира, то есть от тех условностей, которыми нас наградила система. Третье имя – Нео интерпретируется максимально просто – Новый, то есть носитель новой парадигмы.
Вернёмся к действию. Как только Нео просыпается, на него вновь выходят освобождённые, и он в первый раз встречается с Морфеем. Здесь герою предстоит сделать выбор, что он и делает. После разговора с Морфеем Нео выбирает свободу и выходит из матрицы. Даже ленивый заметит, насколько этот выход похож на роды. Мы видим Нео в замкнутой сфере, залитой водой, и напрямую к его телу идут питающие провода. Аллюзия на положение плода в утробе, на мой взгляд, абсолютно очевидна. В конце концов, матрица и мать – слова, как нетрудно заметить, родственные. Приняв свободу до конца, Нео должен родиться второй раз. Во всех мировых мифологиях, начиная с мифологии первобытной, огромное значение имел архетип второго рождения. Даже в христианстве говорится, что для того, чтобы достичь царства Божия, необходимо второй раз родиться. В первом рождении индивид становиться отдельной биологической единицей, во втором - отдельной психологической единицей. В «Матрице» символику рождения режиссёр соблюдает почти с педантичностью акушера: Нео в утробе, затем Нео летит вниз, по родовому каналу, и, наконец, его вытаскивает в окно, откуда идёт свет. «Я умер?» - спрашивает Нео. «Как раз напротив», - отвечает Морфей. В реальности Нео оказывается лыс, как и положено новорожденному младенцу.
Следующий важный эпизод - это разговор Нео и Морфея, в ходе которого Морфей объясняет ему природу Матрицы. Человек стал лишь батарейкой для машин, их пищей, которую они не при каких обстоятельствах не хотят терять. Этой идее мы можем найти параллель в современном учении Кастанеды, согласно которому сознание неосвобождённого - всего лишь пища для орла. Параллели можно найти и в гностических идеях, которые гласят, что мир был создан тёмным демиургом Ялдабаофом, и всякий, кто не способен воспринимать гнозис, остаётся его рабом и пищей. Под освобождением ни в коем случае не стоит подразумевать полное отречение от мира, как это трактуют христианство и джиянизм. Говоря об освобождении души из оков материи, мы подразумеваем изъятие проекций с материальных объектов и возвращение их туда, откуда они произошли – в психику. В целях более глубокого понимания проблематики освобождения имеет смысл привести следующую цитату Юнга: «…разделение обозначает извлечение души и её проекций из плотской сферы и из всех условий окружающей тело среды. Иными словами, это означает интраверсию, интроспекцию, медитацию и тщательное исследование желаний и их мотивов» (Юнг, «МС», пар № 673)
Морфей объясняет Нео, что «Матрица - это система, которая является нашим врагом, следовательно, люди, которые продолжают быть к ней намертво подключены - это наши враги». «Они не готовы к отсоединению, и безнадёжно зависят от системы»,- говорит он. Эта идея в нашем обществе, где как аксиома постулируется идея всеобщего равенства, выглядит просто революционно, поскольку чётко делит людей на категории. Будучи ненавязчиво высказана в фантастическом боевике, она оказывается незамечена сознанием, но списывается на бессознательное. Эта идея – идея, которая должна постепенно войти в жизнь в новом эоне, впервые появившаяся в гностических учениях первых пяти веков прошлой эры. Гностики разделяли людей на три категории: гилетический тип – только телесный, психический, то есть обладающий душой, и пневматический, духовный тип. То есть, переводя эту идею на язык матрицы, есть те, кто никогда не сможет выйти из матрицы и остаётся её рабом; есть те, кто имеет шанс к выходу, неосознанно стремится к этому; и, наконец, те, кто выходит из неё. Поразительно, но троичная классификация гностиков не одинока и на востоке. В Тибете была разработана практически идентичная классификация – люди тела (Нирманакая); люди энергии (Самбхогокайя), и люди изначального ума (Дхармакайа). К сожалению, в наше время единицы способны понять эту идею сознательно, но повсеместный успех «Матрицы» говорит о том, что почва для этой идеи уже готова. Идея иерархичности в современном обществе является тем, что поможет выйти из того тупика, в котором оказалась ныне цивилизация.
Впрочем, вернёмся к теме. Далее режиссёр постепенно разворачивает перед нами новый образ – Ригена – предателя, который чуть было не уничтожает всех свободных. Вначале мы просто видим его недобрый взгляд, затем в разговоре с троицей проскальзывает ревность к Нео. После следует разговор с самим Нео, где Риген жалеет о том, что принял некогда красную таблетку, и вот, наконец, кульминация – Риген встречается с агентом и заключает с ним сделку. В ходе разговора Риген одной фразой формулирует всю философию и теологию предателей всех времён и народов – «Неведение – это блаженство». Как справедливо писал Юнг в Либидо: метаморфозы и символы: Изначально злое в человеке стремиться
возвратиться в лоно матери - иными словами, хитрость, придуманная Тифоном
(Сетом), не что иное, как запрещённая законом кровосмесительная тоска по
матери». А как мы уже говорили, слова «мать» и «матрица» – родственные… Риген представляет собой попытку движения вспять, отказа от свободы ради комфорта, форму жизни мещан всех времён. Самые ужасные предатели – это те, кто единожды соприкоснулся с истиной, но, поняв, какой крест на него взваливается, трусливо ринулся обратно в уютную иллюзию. Неизвестно, не станет ли на следующий день Андрей из культовой песни Бутусова Иудой. Лично мне не раз приходилось сталкиваться с ничтожествами, которые некогда соприкоснулись с оккультным и психоделическим миром, но, соприкоснувшись с Нигредо, ринулись назад под уютную защиту ортодоксальной церкви, по недоразумению называемой православной. Такие предатели с особым жаром стараются препятствовать свободному оккультному знанию, и из них получаются наиболее воинственные бойцы с любыми традициями, которые могут дать освобождение.
Следующий важный эпизод – первый спуск Нео в «Матрицу», его визит к оракулу. Оракул – это один из самых интересных образов всей эпопеи, чьё значение открывается лишь в конце второй части. Пока мы знаем только, что её предсказаниям доверяют все освободившиеся, не подвергая их сомнению. Разговор Нео и оракула полон тонких аллюзий на Дзен, Кастанеду и многих других. Эпизод с вазой уже давно ставший культовым, это чистый дзен, в самом ярком проявлении. Оракул не столько даёт предсказания, сколько выносит на поверхность мысли и страхи Нео, а её единственное предсказание в итоге оказывается ошибочным. Однако именно оракул даёт толчок к его раскрытию.
Нео выходит от оракула в уверенности, что он не мессия. Дальше события разворачиваются молниеносно и в конце концов Морфей оказывается в руках матрицы, а предатель убит. Следующий интересный эпизод это разговор Морфея и агента, точнее монолог агента. Агент Смит, рассказывает что первая матрица была идеальным миром, однако люди не могли поверить в её реальность и всё оказалось потерянно. Параллель, которая сразу бросается в глаза – это эдемский рай, который был благом только согласно официальной христианской парадигме. Если же брать точку зрения гностиков, то эдем был, напротив, тюрьмой для первых людей, откуда их освободило первое пришествие спасителя в образе змея. Змей, податель знания – вывел первых людей из блаженного неведения и даровал свободу – такова была вера гностиков. С символической точки зрения,, подход гностиков является более зрелым в сравнении с официальным мифом, поскольку связывание лучшего с прошлым, утраченным раем верный путь обратно в утробу, а это, как мы уже поняли, синонимично потере себя.
Ещё один интересный момент диалога – признание агента. Он сам, будучи слугой матрицы, её ненавидит. Если проводить параллель с принципом зла символизируемым дьяволом, то можно вспомнить что по Николаю Кузанскому, Дьявол это предельное ничто, которое ненавидит свою же реальность. В отличии от людей, он не может выйти, и от этого его ненависть становиться нестерпимой. Здесь же говориться о последнем оплоте человечества – городе Зионе. Если искать аналогии, то самая ближайшая аналогия это откровение Иоанна Богослова о последнем городе, противостоящем тьме – новом Иерусалиме (Сионе). Сион, Зион – интересно насколько это случайно?
В это время Нео принимает своё главное решение: он соглашается отдать свою жизнь за спасение Морфея. Никакой надежды на спасение у него нет, ибо оракул сказала, что один из них умрёт. Именно эта безоговорочная готовность отдать свою жизнь без малейшей надежды на спасение, именно и делает его, в конечном счёте, мессией. Начинается долгая битва, в ходе которой им удаётся спасти Морфея, но сам Нео оказывается убит. Фильм завершается так, как и должен был закончиться, Нео как и положено Мессии, проходит смерть и возрождение.
Фильм кажется полностью завершенным, Нео стал всесилен, и последние слова фильма полностью подтверждают окончательность этой победы, однако создателям фильма так не показалось, и вскоре было создано продолжение. Поскольку вторая часть выглядит насколько незаконченной, я предпочту подождать до выхода третьей части.
Гость



СообщениеДобавлено: Ср Янв 07, 2004 02:27 Ответить с цитатой

А вот это я написал недавно после выхода третьей части (стиль пока слабоват, не судите строго)

Итак свершилось – вышла долгожданная третья «Матрица», которую все так давно ждали.
Глядя открытый конец второй части, и мультипликационное дополнение которое вышло между перовй и второй части я делал некоторые прогнозы насчёт сюжета третьей части на основе знания некоторых психологических закономерностей. Однако я побоялся раньше времени выкладывать эти предвидения, ибо в случае неудачи, я обрекал себя на позор.
Сейчас я сильно жалею о том, что я побоялся обнародовать прогноз, потому что он сбылся на девяносто процентов. Единственное в чём я ошибся, так это в том, что Тринити всё таки погибла, хотя я был уверен, что это невозможно. Однако другие мои идеи, как-то примирение людей и машин и осознание Нео, Агента Смита, как своей тени, оказались реализованы на сто процентов.
Потому сейчас пришло время подробно разобрать вторую и третью часть Матрицы, коснувшись краем анимационного дополнения, которое несколько проясняет общую картину.
Прежде всего в «аниматрице», даётся совершенно неожиданное объяснение конфликта людей и машин – по этой мультипликационной версии в изначальной войне были виноваты люди, что разрушало всю мою стройную концепцию. После «Второго ренессанса», победа людей над машинами была бы абсурдна. Потому я был уверен, что последняя часть должна в финале водержаить в общем то необычную для Голливуда идею примирения извечных врагов, что идеально соответствовало бы тому духу времени, который веет от нового Эона «страстного примирения противоположностей».
Потому финал третьей матрицы я рассматриваю как огромный прорыв на символическом плане – идея, которая была освоена элитарными кругами в начале двадцатого века через последнюю часть матрицы была выпущена в массовое сознание. Именно так, согласно Эриху Нойману происходит интеграция новой этической парадигмы: сначала она открывается выдающейся личностью, которая зачастую становится «козлом отпущения» (вспомним судьбу Кроули), затем эту идею усваивают элитарные слои (освобождение шестидесятых), и только потом она через символ, который зачастую не осознаётся оказывается интегрирована массовым сознанием. И первый шаг в этом направлении был безусловно сделан Братьями Вачёвски с их Трилогией.
Но начинать анализ необходимо со второй части, который я из излишней осторожности предпочёл отложить до выхода финальной части. В эстетическом плане разумеется она проигрывает первой части, однако данный анализ магсимально избегнет оценок, поскольку как уже было написано в анализе первой части – в данном случае это событие не истетического, а мифологического характера. Во второй части появилась очень интересная мысль, которая проходит через весь фильм красной нитью. Речь идёт о проблеме долга и свободы. Ты делаешь то на что запрограммирован, или то что желаешь. Этот вопрос, обыгрываемый на всех самых тонких гранях является ключевым вопросом второй части.
Перед тем, как перейти к подробному анализу, я хочу обратить внимание на один интересный момент. Перед тем как писать эту работу я провёл ночь в интернете, собирая любую информация по фильму. Моё внимание привлёк комментарий одного плебея. Смысл этого комментария, щедро сопровождавшегося не совсем цензурными ругательствами, можно свести к следующему: вторая часть конечно хороша, но фильм портят постельные сцены Нео и Троицы, ибо если он мессия, то какая может быть постель». Я не так часто позволяю себе оценивать принадлежность человека к плебеям, по нескольким комментариям, но в данном случае вопрос представлялся мне несомненным. И дело тут даже не столько в откровенно вульгарном стиле письма уличного пацана – выскажи он эту мысль хоть в античном стиле, плебеем от этого быть бы не перестал. Дело в том, что «Матрица», подтекстом несёт в себе принципиально новую мифологию, противостоящую иудео-христианской, хотя и заимствующей её элементы. Сакрализация сексуальности, и мессия, обладающий достойной эротической активностью – это уже прорыв, который никогда не смогут принять плебейские представители старой иудео-христианской парадигмы, при которой дух и тело поставлены в непримиримую вражду.
С первых кадров действие начинает разворачиваться в подземном городе Зионе. Мы уже проводили параллель с небесным Иерусалимом (Сионом) из откровения Иоанна богослова. Однако важная деталь: если божественный город спускается с небес, то последний оплот человечества расположен глубоко в подземелье. Мы опять наблюдаем смещение центра тяжести от небесного начала к хтоническому. Человеку, чтобы спастись от механистичности, необходимо погрузиться в глубины, где он найдёт силу и относительную безопасность.
Вторая часть начинается с видения Нео, при котором он видит, что Троице угрожает смерть. Проснувшись, Нео узнаёт о 250-тысячной армии машин, надвигающейся на Зион. Впереди Армагеддон, финальная битва. Люди разделяются на тех, кто верит в Нео, и тех, кто не может до конца довериться ему. Морфей берет на себя ответственность взять силы и отправиться к оракулу для получения итогового пророчества.
Первый важный эпизод – это нарушение приказа Морфеем. Будучи полностью уверен, что единственное спасение – Нео, Морфей готов пренебрегать фиксированными правилами которые оказываются неэффективными в данной ситуации. Вот он, первый конфликт между прямым долгом и индивидуальным выбором, причём следование индивидуальному выбору оказывается наиболее действенным решением. Главный советник оказывается мудрее и принимает сторону Морфея. Несмотря на отдельные протесты, Морфей говорит людям правду, и люди в своём большинстве принимают его сторону и не впадают в панику. После его речи начинается празднование, напоминающее карнавал на Ямайке, или любое другое дионисийское действо. Праздник свободы, где все желания и страсти освобождаются, под барабанный бой шамана. Страсть, наслаждение и экстаз Зиона противостоит контролю, порядку и норме матрицы, вот истинная суть этого противостояния. И уроборическая матрица, и экстатичный Зион, по сути, вечно противостоящие друг другу силы. Свобода и вожделение против нормы и контроля. Эротические сцены имеют мистическое измерение, что является для Голливуда практически единственным исключением – обычно американцы чувственны не более чем устрицы. .
После языческого торжества мучимый кошмарами предчувствия Нео выходит в коридор и встречает советника, где происходит важный разговор между ними. Глава Зиона, казалось бы обладающий самой большой властью, говорит о том как мала свобода, и какой властью и контролем обладают над Зионом те машины, которые Зион контролирует. Советник говорит Нео, что всё подчиняется причинно следственному закону, и в его силе тоже есть своя логичная причина.
Нео встречается с оракулом и их разговор является одним из ключевых моментов фильма. Нео догадывается, что она тоже является программой и всего лишь ещё один уровень защиты, но оракул и не думает, как то оправдываться. Ты можешь выбирать, верить мне или нет, таков её ответ, хотя в глубине души ты уже сделал выбор и ты здесь лишь затем чтобы понять почему этот выбор был сделан именно так. Уже здесь идёт подсказка – всё вокруг программа, и даже он сам. Программа взламывает программу, не желая давать себя стереть. Она объясняет ему главную задачу – возвратиться к истокам и окончательно уничтожить матрицу. Ты должен делать своё дело, ибо ты избранный, такова твоя программа, говорит оракул, избранный должен идти к источнику. «Но я не хочу», – говорит Нео, его интересует не столько судьба мира, сколько судьба Троицы, на что оракул как и должно быть не баёт ответа.
Только в третьей части становится понятной роль оракула. Она – та, кто по сути ничего не предсказывает, но открывает каждому вопрошающему то, что он уже интуитивно знает, заставляя его осознать своё предназначение. Она – суть зеркало в котором каждый пришедший к ней видит свою истинную волю.
Но здесь у оракула он вновь встречает агента Смита, который полностью изменил свой статус – теперь он не агент матрицы не справившись со своей задачей он оказался на помойке программ не выполнивших свою функцию. В момент победы Нео, в первой части произошел дисбаланс – он полностью преодолел матрицу, а матрица лишившись жизненной части стала разрушать сама себя. Агент Смит, выпав со своей линии, стал той частью матрицы, которая уподобилась вирусу. То, что на этот раз, Нео встречает Агента Смита именно у оракула, является важным моментом, который становится понятен только в конце трилогии. Победив свою тень единожды, Нео не оказался от неё свободен, ибо не мог осознать свою связь с тенью.
Агент стал раковой опухолью, которая разрушала и людей и матрицу – достигнув совершенства, Нео отбросил такую колоссальную тень, о которой и не мог подозревать. Теперь вспомним, что в первой части мы отождествили Нео с Христом и эта дилемма становится очевидной для всякого, кто имел хотя бы частичное знакомство с Юнговским воззрением на природу противоположностей Христа и Сатаны, как две стороны одной медали. Я рад, что всё же не ошибся, когда в комментарии к первой части определил появление «Матрицы» как событие религиозное.
Агент Смит, представляет сам принцип зла – раковая опухоль, которая уничтожает всё на чём оказывается. Рак появляется там, где клетки прошли свой ритм и умирающая клетка, которая должна умереть, начинает цепляться за жизнь и неограниченно размножаться. Эта аналогия напрашивается, хотя напрямую не разу не произносится.
Пиком неожиданности является развязка второй части – Нео оказывается перед выбором – выполнять свою задачу, которая ему изначально была предопределена, или пожертвовать всем и лететь спасать Троицу, которая представляет его Аниму. Здесь нам предлагается принципиально новая телогия – твори свою волю – вот весь закон. На протяжении всего фильма, ключевые герои, только и делаю, что нарушают правила, по которым должны играть следую только своей истинной воли и только благодаря этому спасаются.
Архитектор – персонификация патриархального бога, представляющего с одной стороны демиурга, а с другой вечно сменяемый цикл перерождений, оказывается бессилен против Нео с его индивидуальной волей, которая не позволяет навязывать себе правила игры никому, даже своему отцу. Да – встреча Нео с архитектором в конце второй части символически встреча абсолютного и относительного – сына и отца, то есть Христа и Бога. Символически это один из самых безупречных моментов всей трилогии – Нео должен сделать выбор гораздо более тяжелый, нежели в первой части – выбор между навязанной ему ролью и своей истинной волей. В первой части диллема была гораздо менее тяжела – он был ответственен только за себя и рисковал только собой. Здесь же, на одной чаше весов оказывается судьба мира, на другой его Любовь, которая и есть его истинная воля. В этом величие второй части – ещё никогда герой не жертвовал всем миром, ради своей любви – эта дерзкая находка братьев Вачёвски делает вторую часть вполне достойной первой.
Анализируя вторую часть я к своему удивлению припомнил один из своих детских снов, который в своём основном сюжете была точно списан с финала второй матрицы и этот сон я охотно привожу из своей коллекции:
Сон № 3: «Битва с Богом».
(Снилось в 16 лет).

Я нахожусь в гостях у родственников в Москве. Я собираюсь спать и лежу на кровати. Внезапно комната озаряется потрясающим свечением, и по воздуху ко мне сходит прекрасная девушка. Я испытываю нуминозное очарование и восторг. Она говорит, что пришла из будущего — где-то так двадцатого тысячелетия — и убежала оттуда потому, что её там хотели убить.
Я, не задумываясь, прошу её отправить меня туда — разобраться. Она передаёт мне какую-то силу и отправляет в будущее. Я оказываюсь в очень странном туманном, умирающем мире.
У меня происходит столкновение с неким могущественнейшим существом; это столкновение описать невозможно: ну, что-то вроде телепатической схватки. Он почти растворяет меня, но в последний момент я всё-таки побеждаю, и вдруг, к своему удивлению, слышу: «Глупец, ты так ничего не понял. Эта девочка должна была умереть, а, избегнув смерти своим коварством, она нарушила пространственно-временной континуум и обрекла мир на разрушение. Остановись, пока не поздно!»
Я понимаю, что передо мной Бог, но Она важней! И (уж извините, из сна слов не выкинешь) я наношу последний телепатический удар со словами: «И х.... с ним, с миром, главное — Она!».
В этот момент происходит нечто: идёт вспышка, мир с Богом сворачивается, и… и я оказываюсь в палатке Киевского вокзала рядом с чертовски привлекательной продавщицей! Я тут же начинаю проявлять сексуальную активность, и вскоре следует секс, на чем сон и кончается.
Самый большой шок постиг меня когда я приводя этот сон по аналогии, со второй матрицей, вдруг сравнил финал с началом третьей части – образ вокзала был и там и там. Подобные явления наглядно демонстрирует юнгианскую концепцию синхронистичности – и наглядно доказывает существование коллективного бессознательного, Должно быть братья Вачёвски первыми смогли оформить витающие в колективном бессознательном символы, чем и объясняется баснасловный успех фильма. Кстати - очень бы хотел пригласить к обмену информацией по следующей теме - были ли у вас сновидения, связанные с символикой матрицы, и какие это были сновидения. Мне очевидно, что всякий, кто позволит себе быть осознанным и внимательным к событиям происходящем во внутреннем мире найдёт немало удивительных параллелей с последующими изменениями в коллективном бессознательном.
Уже во второй части даются некоторые подсказки, по которым можно было судить о сюжете третьей части. Лично я до конца не мог поверить, что действительно произойдёт этот переход. То, что тот второй, который в конце второй части лежал рядом с Нео и есть агент Смит, был в общем то очевидно.
Очень интересно, как в малейших деталях прописан принцип компенсации – Как только Нео освободился от матрицы – агент стал почти всесилен, стоило же Нео получить власть над миром реальным, как он оказался отброшен обратно в матрицу, и только огромными усилиями смог выбраться из этого перевалочного пункта.
В третьей части каждый участник драмы следует своим путём игнорируя условности. Именно эта свобода, при которой каждый следует своей истинной воли несмотря ни на что, по сути является принципом нового эона.
Придя к оракулу Нео узнаёт главную тайну – он и его главный враг агент Смит связаны намертво и являются одним и тем же. Это наглядно демонстрирует идею тени, которую можно преодолеть, только осознав как часть себя.
Единственным недостатком третьей части является гибель Троицы, которая с символической точки зрения абсолютно неоправданна и бессмысленна. Здесь Вачёвски словно оставляют себе шанс для создания четвёртой части – и если одна будет сознана – это будет бессмысленнейшим действием. Это единственная претензия к фильму, который в остальном совершенен в символическом плане.
Итак выделим ключевые в символическом плане эпизоды третьей части. Во первых это визит Нео к оракулу, где он узнаёт о своей парадоксальной связи с агентом Смитом. Происходит осознание тени. Это великолепно показано, тем, что Нео и агент практически в один и тот же момент приходят в сознание выйдя из матрицы. Следующий момент – битва Нео и агента в реальном мире. Символично здесь то, что до последнего момента Нео не может поверить что Агент Смит может как и он выходить из матрицы. Эта слепота, и задержка в действиях, становится причиной ослепления которое происходит в битве с ним. Ослепление – классическая тема мифологии, традиционно связываемая с Эдипом – как и Эдип, до своего ослепления Нео был слеп в смысле знания своей природы. Самоослепление, либо ослепление враждебной теневой фигурой по сути является гранью одного и того же архетипа. Агент Смит здесь показан в огненном ореоле, что ещё раз напоминает нам о его истинном символизме – агент есть Сатана.
Следующий ключевой эпизод – разговор Нео с главным машинным разумом. Важность этого момента в том, что мы понимаем, что истинной целью является не победа человека над машинами, но их примирение. Внимательному зрителю это было понятно уже после одного из мультфильмов «аниматрицы», однако меня до последнего одолевало сомнение, что финал будет столь неортодоксален для голливудского продукта. Битва прекращается не победой, но примирением, и это является главным отличием трилогии Вачёвски, от любого другого голливудского продукта.
Происходит двойное объединение – люди примиряются с машинами, а Нео, в какой то момент сдавшись агенту Смиту, прогибающемуся под своей тяжестью, пресуществил самого агента –третий выбор Нео оказался самым тяжелым – произошло объединение противоположностей, то страстное объединение, после которого не было ни первого не второго. Сказать, что Нео погиб, было бы не совсем верно, скорей он преодолев дуаль тени пришел к нирване буддистов или тому абсолютному нулю, к которому согласно Кроули устремлена всякая жизнь. Это не смерть, но предельная реализация истинной воли, поразительно похожая на смерть. Это можно объяснить на примере желудя, который может превратится в дерево или найти свою смерть в желудке у кабана – в качестве желудя он умирает в любом случае, но в одном случае смерть является небытием, в другом предельной реализацией истинной воли.
В матрице, как ни в одном другом популярном фильме символически представлен миф нового Эона. Основная суть этого мифа – целостность и страстное объединение противоположностей, а не победа которая завтра обернётся поражением. .
Underboat
Пользователь
Сообщения: 2686
Регистрация: 23.09.2002
СообщениеДобавлено: Ср Янв 07, 2004 21:28 Ответить с цитатой

Цитата:

Скачать,то скачал.... Да не понял

А чё Я должон был понять??????
А ващще-та Я проста фигею ат взглядав на Марицу....
А еще бы хателась прачесть что-та типа "Формула Е=mc^2 с Юнгианской т.з. или с т.з. Православия" или "Постоянная Планка - краеугольный камень дискретности либидо с т.з. НеоФрейдизЬму" и пр. чё, слабо пару страниц лабудени выдать??????????

ЗЫ Матрицу смотрел только первую часть отрывками.....
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
neo
Пользователь
Сообщения: 134
Регистрация: 24.12.2003
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Пт Янв 16, 2004 15:15 Ответить с цитатой

Цитата:

чё, слабо пару страниц лабудени выдать????????




Не слабо,но я хочу услышать умные мысли. Три уже услышал
Зачем обсуждать тему если ее не понимаешь?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dwiskey
Пользователь
Сообщения: 123
Регистрация: 19.01.2004
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Пн Янв 19, 2004 22:14 Ответить с цитатой

Почитайте эту статью. Здесь много интересных идей. И как раз на тему "Матрицы". Отчасти лечит от одноименного синдрома.

http://vsinfinity.narod.ru/matrix.htm
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ТРИНИТИ
Гость


СообщениеДобавлено: Вт Фев 10, 2004 21:13 Ответить с цитатой

МНЕ КАЖЕТСЯ , ЧТО ВОЗМОЖНО ЭТО ВСЁ НЕ ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ , ВОЗМОЖНО МЫ ЖИВЁМ В МИРЕ ГРЁЗ , Т.Е. В МАТРИЦЕ , ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ
Bender
Гость


СообщениеДобавлено: Ср Фев 11, 2004 16:05 Ответить с цитатой

Реально то что вокруг меня или нет, реален ли я? Какая разница, вы смотрети на все с позиции скорее бога чем человека. Задумайтесь принципиально ли для вашего существования это знание (реальность...да...нет)? Ясно что нет ну и тогда зачем оно вам, что ва сним сделаете?
Кость
Гость


СообщениеДобавлено: Ср Фев 11, 2004 16:14 Ответить с цитатой

Правильнее сказать, что нет ничего кроме твоей реальности. О чем бы ты ни думал, все это реальные процессы в твоей башке (скорее всего). В результате чего они получены (сон, внушение, глюк, телек, т.д., т.п.) и что с ней делать это уже другой вопрос.
Bender
Гость


СообщениеДобавлено: Ср Фев 11, 2004 16:33 Ответить с цитатой

Как там в школе было: мыслю следовательно существую! Я ведь хотел сказать что непосредственно жизнь не зависит от знания реальности, а значит можно сказать что это знание (матрица) нам не нужно, во всяком случае пока.
Гость



СообщениеДобавлено: Ср Фев 11, 2004 17:03 Ответить с цитатой

Непосредственно твоя жизнь и есть твоя реальность.
Ты говоришь про что-то, что не стало твоей реальностью, но такого не может быть. Невозможно думать про то, чего не существует даже в твоем воображении.
Если ты рассуждаешь о матрице, то тебе это надо зачем-то. Именно здесь и сейчас. Улыбаюсь, шучу
Bender
Пользователь
Сообщения: 57
Регистрация: 11.02.2004
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Ср Фев 11, 2004 17:20 Ответить с цитатой

Не надо путать рассуждения о матрице и цели этих рассуждений. Я говорю только о необходимости и последствиях и не касаюсь есть она или нет!
Мне интересно чужое мнение.
Больше негде и некогда.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение AIM Address
neo
Пользователь
Сообщения: 134
Регистрация: 24.12.2003
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вт Фев 17, 2004 18:13 Ответить с цитатой

Цитата:

значит можно сказать что это знание (матрица) нам не нужно, во всяком случае пока.


ну в целомчеловеку нужно знать только как есть и выполнять часть какаой то работы( зарабатывать деньги). Только, что останется тогда от человека, это будет просто возвращение к уровню обезьяны.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bender
Пользователь
Сообщения: 57
Регистрация: 11.02.2004
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Вс Фев 22, 2004 00:34 Ответить с цитатой

Нет, это будет рациональное мышление.Не надо разрешать неразрешимые вопросы, все равно для решения нет данных.А так, поговорить - безсмысленно.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение AIM Address
neo
Пользователь
Сообщения: 134
Регистрация: 24.12.2003
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Ср Фев 25, 2004 19:12 Ответить с цитатой

ну почему бессмысленно? Кстати, полностью рациональный ум только у машин...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 2 из 3 На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100 Rambler's Top100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское