Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Поиск материалов и книг arrow Ищу материалы для курсовой.

Ищу материалы для курсовой.
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Студент.
Начинающий
Сообщения: 7
Регистрация: 05.11.2008
Откуда: Санкт-Петербург.
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 00:57 Ответить с цитатой

Мне как студенту надо писать курсовыя,для допуска к сессии.Что я хочу о вас? - Я хочу чтобы вы помогли достать мне материал на тему: "Воздействие смерти близкого родственника(Одного из родителей) на коммуникабельность человека(А именно ребенка)".Если присудствует вы можете расскзать свою историю-то пишите на ras191@mail.ru ,или сюда.А если просто хотите помочь с литературой -то кидайте сюда пожалуйста ссылки на похожие темы.Заранее спасибо.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vsin
Пользователь
Сообщения: 132
Регистрация: 24.10.2008
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 10:25 Ответить с цитатой

Посмотрите прихологию стресса.
я когда-то писала контрольную на эту тему вот план
Тема: Особенности влияния переживаний утраты на психологическое состояние и поведение личности.
Содержание

1. Введение.
Стр.3
2. Проявления, характеризующие горе утраты
Стр.3-4
3. Стадии горя
Стр.4-10
4. Формы осложнения синдрома потери
Стр.10-12
5. Задачи утраты.
Стр.12-17
6. Классификация, используемая для описания развода
Стр.17
7. Заключение
Стр.18
8. Список используемой литературы.
Стр.19
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vsin
Пользователь
Сообщения: 132
Регистрация: 24.10.2008
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 10:26 Ответить с цитатой

если какой-то пункт интересует пишите скину
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Студент.
Начинающий
Сообщения: 7
Регистрация: 05.11.2008
Откуда: Санкт-Петербург.
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 23:42 Ответить с цитатой

2. Проявления, характеризующие горе утраты
Стр.3-43.
Стадии горя
Стр.4-10
4. Формы осложнения синдрома потери
Стр.10-12
5. Задачи утраты.
Стр.12-17
8. Список используемой литературы.
Стр.19

Вот эти пункты хотел бы посмотреть.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vsin
Пользователь
Сообщения: 132
Регистрация: 24.10.2008
СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 13:47 Ответить с цитатой

Тема: Особенности влияния переживаний утраты на психологическое состояние и поведение личности.
Содержание

1. Введение.
Стр.3
2. Проявления, характеризующие горе утраты
Стр.3-4
3. Стадии горя
Стр.4-10
4. Формы осложнения синдрома потери
Стр.10-12
5. Задачи утраты.
Стр.12-17
6. Классификация, используемая для описания развода
Стр.17
7. Заключение
Стр.18
8. Список используемой литературы.
Стр.19

























Введение.
Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») — это сильные эмоции, переживаемые в результате ут¬раты близкого, любимого человека. Утрата может быть вре¬менной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или во¬ображаемой, физической или психологической. Горе — это также процесс, при помощи которого человек ра¬ботает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Хотя преобладающей эмоцией при утрате является печаль, тут также присутствуют эмоции страха, гне¬ва, вины и стыда.
Существует ряд теорий, объясняющих, почему люди ис¬пытывают такие сильные эмоции после тяжелой утраты. Пси¬ходинамическая модель, разработанная на основе трудов 3. Фрейда и его последователей, является одной из самых влиятельных в объяснении последствий тяжелой утраты. Со¬гласно данной модели, формирование первых и наиболее важных отношений происходит в первые годы жизни, когда возникает привязанность к людям, которые обеспечивают уход и заботу, чаще всего к родителям. Позднее человек тра¬тит свою эмоциональную и физическую энергию на попытки найти еще кого-то, кто может его понять, дать то, чего ему не хватало в детстве, установить близкие отношения. Поэтому когда умирает кто-то близкий, человек чувствует себя обездо¬ленным. В эмоциональном смысле он чувствует, что как бы «отрезали» часть его.

Проявления, характеризующие горе утраты

1. На первый план выступает физическое страдание в виде периодических приступов длительностью от нескольких минут до часа со спазмами в горле, припадками удушья, учащенным дыханием и постоянной потребно¬стью вздохнуть. Впоследствии постоянные вздохи со¬храняются длительное время, и вновь особенно замет¬ны, если человек вспоминает или рассказывает о своем страдании. Ощущается чувство пустоты в животе, поте¬ря аппетита, мышечной силы; малейшее движение ста¬новится крайне тягостным и почти невозможным, от незначительной физической нагрузки возникает пол¬нейшее изнеможение. На фоне этих телесных призна¬ков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. От¬мечаются изменения ясности сознания: возникает лег¬кое чувство нереальности и ощущение, что эмоцио¬нальное расстояние, отделяющее, человека от других людей, увеличилось.
2. Поглощенность образом утраченного. На фоне чувства
нереальности могут возникать зрительные, слуховые
или сочетанные иллюзии. Переживающие горе сообща¬ют, что слышат шаги умершего, встречают, его мимо¬летный образ в толпе, узнают знакомые запахи и т.д.
Такие состояния отличаются сильной эмоциональной вовлеченностью, под влиянием которой может утрачиваться грань между переживанием и реальностью.
3. Чувство вины. Горюющий пытается отыскать в предше¬ствующих утрате событиях и поступках то, чего он не
сделал для умершего. Малейшие оплошности, невни¬мание, упущения, ошибки преувеличиваются и способствуют развитию идей самообвинения.
4. Враждебные реакции. В отношениях с людьми снижает¬ся или исчезает симпатия, утрачивается обычная тепло¬та и естественность, нередко человек говорит о проис¬ходящем с раздражением или злостью, выражает жела¬ние, чтобы его не беспокоили. Враждебность иногда возникает спонтанно и необъяснима для горюющих. Некоторые принимают ее за начало безумия. Другие стараются контролировать вспышки гнева, что удается далеко не всегда. Постоянные попытки держать себя в узде приводят к особой манерно-натянутой форме общения.
5. Утрата прежних естественных моделей поведения. В по¬ступках отмечается торопливость, суетливость, человек становится непоседливым или совершает хаотические действия в поисках какого-либо занятия, но оказывается совершенно неспособным к простейшей организованной деятельности. Со временем он как бы вновь осваивает круг повседневных дел. Горюющим очень часто приходится как бы заново «учиться» их делать, превозмогая переживание отсутствия смысла какого-либо действия после случившегося.
6. Идентификация с утратой. В высказываниях и поступках человека появляются черты поведения умершего или признаки его предсмертного заболевания. Как правило, идентификация с утратой становится следствием поглощенности образом умершего.
Во времени состоянию горя свойственна динамика, прохождение ряда этапов, когда человек осуществляет «работу горя» Цель «работы горя» состоит в том, чтобы пережить его, стать независимым от утраты, приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром.

Стадии горя.

Начальная стадия горя — шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7—9 дней. Физическое состояние человека, переживающего горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, сексуального влечения, мышечная слабость, замедленность реакций. Происходящее переживается как нереальное. Человек в состоянии шока может делать что-то действительно необходимое, связанное с организацией похорон, или же его активность может быть беспорядочной. Бывает и полная отрешенность от происхо¬дящего, бездеятельность. Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему. Оцепенение — наиболее яркая черта этого состояния.
Часто человек в этой фазе чувствует себя вполне хорошо. Он не страдает, снижается чувствительность к боли и даже «проходят» беспокоившие заболевания. Человек настолько ничего не чувствует, что даже рад был бы почувствовать хоть что-нибудь. Его бесчувственность расценивается окружающими как недостаточность любви и эгоизм. От горюющего требуется бурное выражение эмоций, если же человек не может заплакать, его упрекают и винят. Между тем, именно такое «бесчувствие» свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. И чем дольше длится этот «светлый» промежуток, тем дольше и тяжелее будут последствия.
Несмотря на все обманчивое внешнее благополучие, объ¬ективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться так называемым острым реактивным со¬стоянием, когда человек вдруг начинает биться головой о сте¬ну, выбрасываться из окна, т.е. становится «буйным». Окружающие, чья бдительность усыплена, не всегда готовы к этому. Предполагается, что комплекс шоковых реакций связан с работой механизмов психологической защиты: отрицание факта или значения смерти предохраняет донесшего утрату от резкого столкновения с ужасом произошедшего. Шок ос¬тавляет человека в том времени, когда умерший был еще жив. Настоящее сопровождается так называемыми дереализационными и деперсонализационными ощущениями («это происходит не со мной», «как будто это происходит в кино».) Чело¬век сосредоточен на каких-нибудь мелких заботах и событиях, не связанных с утратой, либо он психологически остается в прошлом, отрицая реальность; в таком случае он и произ¬водит впечатление оглушенного или сонного: почти не реаги¬рует на внешние стимулы или повторяет какие-либо дейст¬вия. Часто на смену шоковой реакции приходит чувство зло¬сти. Злость возникает как эмоциональная специфическая ре¬акция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае — потребности остаться в прошлом вместе с умершим. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство. Злость также свидетельствует о глубине полученной психоло¬гической травмы. Это обусловлено резкой фрустрацией: не¬возможностью осуществления планов, желаний, связанных с умершим.
Следующая стадия горя — стадия поиска — характеризу¬ется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвоз¬вратности утраты. Человеку, понесшему утрату, часто кажет¬ся, что он видит умершего в толпе на улице, слышит его шаги в соседней комнате и т. п. Поскольку большинство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с ре¬альностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии. С другой стороны, сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть умершего, и скорбящий «встречает» его или ведет себя так, как будто бы тот вот-вот появится.
Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5—12-й день после смерти близ¬кого. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго.
Третья стадия — острого горя длится до 6—7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыхание, мышечная слабость, физическая усталость даже при отсутствии реаль¬ной активности, повышенная истощаемость, ощущение пус¬тоты в желудке, стеснения в груди, комок в горле, повышен¬ная чувствительность к запахам, снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна. В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего.
Это период наибольших страданий, острой душевной бо¬ли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пу¬гающих мыслей и чувств. Это ощущения пустоты и бессмыс¬ленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны не обыкновенная поглощенность образом умершего и его идеа¬лизация, особенно к концу фазы, подчеркивание необычай¬ных достоинств, избегание воспоминаний о его плохих чертах и поступках. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими, может наблюдаться утрата теплоты, раздра¬жительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное ото¬ждествление с умершим, проявляющееся в невольном подра¬жании его походке, жестам, мимике.
Работа по переживанию горя становится ведущей деятель¬ностью. Это самый тяжелый период. Основным переживани¬ем выступает чувство вины.
Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания потери. Человек постепенно «уходит» от умершего и с болью переживает действительное отда¬ление его образа. Разрыв старой связи с умершим и создание образа памяти, образа прошлого и связи с ним — основное содержание «работы горя» в этот период.
Через 3—4 месяца начинается цикл «хороших и плохих» дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность. Возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, особенно простудного и инфекционного характера, из-за подавленно¬сти иммунной системы.
С наступлением шестимесячного срока начинается де¬прессия. Особенно тягостны праздники, дни рождения, го¬довщины («Новый год впервые без него», «весна впервые без него», «день рождения») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»). Четвертая стадия синдрома утраты —. стадия восстановле¬ния — наступает дней через 40 после события и продолжается примерно год. В этот период восстанавливаются физиологи¬ческие функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом, утраты. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают, ха¬рактер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезнен¬ными. Человек уже живет нормальной жизнью и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, скорби, испытывает ощуще¬ние бессмысленности своей жизни без ушедшего. Часто такие приступы связаны с праздниками, какими-то памятными со¬бытиями и вообще — с любыми ситуациями, которые могут ассоциироваться с умершим. Годовщина смерти символиче¬ски ограничивает период горя. Многие культуры и религии отводят на траур именно один год, ведь за год человек прохо¬дит определенный жизненный цикл, маркерами которого служат традиционные даты и события.
За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Челове¬ку приводится решать множество новых задач, и эти практи¬ческие задачи переплетаются с переживанием потери. Он очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с тем, «что бы он сказал». Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. Некоторые из таких воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми делятся с близкими, друзьями. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от про¬шлого и обращается к будущему — начинает планировать свою жизнь без умершего.
Приблизительно через год наступает последняя стадия пе¬реживания утраты — завершающая. Боль становится терпи¬мей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. В этот период происходит «эмо¬циональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Из сло¬варного запаса исчезают слова «тяжелая утрата» и «горе». Жизнь берет свое. Завершение переживания горя могут за¬труднять некоторые культурные нормы и личные убеждения (например, убеждение женщины, муж которой погиб на вой¬не, что она должна хранить ему верность и горевать о нем до конца своих дней). Создать в памяти образ ушедшего из жиз¬ни, найти для него смысл и постоянное место в потоке жиз¬ни — вот основная цель психологической работы на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто живет рядом с ним, создавать новые смыслы, не от¬вергая тех, что были связаны с умершим: они останутся в прошлом.
Хотя сама последовательность (шок — переживание — принятие) типична и, следовательно, предсказуема, эти эта¬пы не следуют строго один за другим и часто перекрывают друг друга. Переживание торя представляет собой индивиду¬альный процесс, и характерные признаки этапов могут сосу¬ществовать в различных сочетаниях, создавая уникальные возможности для позитивных изменений.
Горе — это естественный процесс, и человек в большин¬стве случаев переживает его без профессиональной помощи. Хотя потери и являются неотъемлемой частью жизни, тяже¬лые утраты нарушают личные границы и разрушают иллюзии контроля и безопасности. Поэтому процесс переживания го¬ря может трансформироваться в развитие болезни: человек как бы «застревает» на определенной стадии синдрома утра¬ты. Чаще всего такие остановки происходят на острой стадии. Усиливаются и сохраняются в течение длительного времени симптомы, характерные для этого периода, их комплекс соот¬ветствует посттравматическому стрессовому расстройству ли¬бо другому тревожному расстройству. Поэтому различают «нормальное» и патологическое (осложненное) горе.
Возможные причины такого «застревания»:
• внезапная смерть или насильственная, трагическая ги¬бель близкого;
• самоубийство;
• конфликты с человеком непосредственно перед его смертью, непрощенные обиды;
• причиненные ему огорчения;
• трагические ситуации неопределенности (когда близ¬кий исчез, без вести пропал, не похоронен);
• умерший играл исключительную роль в жизни скорбя¬щего, был для него целью и смыслом жизни, при этом отношения с другими людьми отличались конфликтно¬стью либо были сведены к минимуму;
• страх перед интенсивными переживаниями, которые кажутся, неконтролируемыми и бесконечными; неверие в свою способность преодолеть их.
К типичным симптомам потери обычно относятся следующие проявления:
• нарушение сна;
• анорексия или потеря (приобретение) веса;
• раздражительность;
• сложности с концентрацией внимания;
• потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д. ;
• подавленность;
• апатия и отчуждение; стремление к уединению;
• плач;
• самобичевание;
• суицидальные мысли;
• соматические симптомы;
• чувство усталости;
• применение медикаментов — снотворных и (или) успо¬коительных;
• галлюцинации, отождествление с умершим или ощуще¬ние его присутствия.
Нетипичные, патологические симптомы включают еледующие:
• затянувшееся переживание горя (несколько лет);
• задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение двух и более недель);
• сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания;
• появление болезней психосоматического характера — таких как язвенный колит, ревматический артрит, аст¬ма. Нередко бывает ослабление чувствительности и т.д.;
• ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал
умерший;
• сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты;
• неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, одна¬ко только на словах;
• не согласующееся с нормальным социальным и эконо¬мическим существованием поведение. Может быть, полное изменение стиля жизни;
• устойчивая нехватка инициативы или побуждений; не¬подвижность;
• слабовыраженные эмоции; неспособность чувствовать;
• резкие переходы от страданий к самодовольству за ко¬роткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов;
• изменение отношения к друзьям и родственникам; раз¬дражительность, нежелание надоедать, уход от социаль¬ной активности; прогрессирующая изолированность;
• разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о же¬лании со всем покончить;

• другие не отмеченные выше симптомы, характерные для посттравматического стрессового расстройства;
• при особенно сильных переживаниях горе может даже стать причиной болезни и смерти скорбящего человека.
Комплексы симптомов горя:
• эмоциональный комплекс — печаль, гнев, тревога, бес¬помощность, безразличие;
• когнитивный комплекс — навязчивые мысли, неверие, ощущение присутствия умершего;
• поведенческий комплекс — нарушения сна, бессмыс¬ленное поведение, избегание вещей и мест связанных с
умершим, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов;
• возможны комплексы физических ощущений и алкого¬лизация как поиск комфорта.
Необходимо проявлять осторожность, определяя ослож¬ненное горе только по его продолжительности. Индивидуаль¬ные темпы «работы горя» очень различны, и даже спустя год после утраты она может быть еще не закончена. Но если ми¬новало несколько лет и признаки горя все еще существенно мешают в жизни, тогда следует говорить об осложненном го¬ре. Оно встречается у 10—15% горюющих.

Формы осложнения синдрома потери.
Существует несколько форм осложненного синдрома поте¬ри:
1. Хроническое горе. При этой наиболее частой форме пе¬реживание потери носит постоянный характер и интеграция
утраты не наступает. Среди признаков преобладает тоска по
человеку, с которым существовала тесная эмоциональная
связь. Даже спустя многие годы малейшее напоминание об
утрате вызывает интенсивные переживания.
2. Конфликтное (преувеличенное) горе. Один или несколько признаков потери искажаются или чрезмерно усиливают¬ся, прежде всего, чувства вины и гнева, образующие порочный круг контрастных переживаний, мешающий совладению с горем и затягивающий прохождение острого периода. Вы¬ход может достигаться через эйфорические состояния, пере¬ходящие в длительную депрессию с идеями самообвинения.
3. Подавленное (маскированное) горе. Проявления горя незначительны или полностью отсутствуют. Вместо них появля¬ются соматические жалобы, признаки болезни, отмечавшиеся
у умершего, с последующим развитием длительной ипохонд¬рии. Например, описываются состояния «кластерной голов¬ной боли», которая может продолжаться в течение несколь¬ких месяцев и складываться из множества отдельных приступов. Осознание их связи с утратой отсутствует.
4. Неожиданное горе. Внезапность делает почти невозмож¬ным принятие и интеграцию утраты. Их развитие задерживается, преобладают интенсивные чувства тревоги, самообвине¬ния и депрессия, осложняющие ежедневную жизнь. Весьма характерно возникновение мыслей о самоубийстве и его пла¬нирование.
5. Отставленное горе. Его переживание откладывается на
длительное время. Сразу после утраты возникают эмоцио¬нальные проявления, но затем «работа горя» прекращается.
В дальнейшем новая потеря или напоминание о прежней запускают механизм переживания. Посещая врача, человек не¬
однократно говорит об утрате. Дома не желает что-либо ме¬нять, расставаться с дорогими вещами или, наоборот, стре¬мится полностью изменить жизнь (сменить обстановку, квартиру, иногда — город).
6. Отсутствующее горе. При этой форме отсутствуют ка¬кие-либо внешние проявления; как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает ее или остается в со¬стоянии шока. В некоторых случаях течение горя, в том числе и осложненного, может усугубляться присоединением признаков по¬сттравматического стрессового расстройства, например, в
чрезвычайных условиях стихийных бедствий, военных дейст¬вий или их последствий.
В последние годы категория ПТСР, причиной которого является ситуация непредвиденной потери объекта особой привязанности или значимого другого, выделена в качестве отдельной таксономической единицы. В отличие от других вариантов жизненных катастроф, эта психотравмирующая си¬туация затрагивает в первую очередь сферу индивидуальных личностных ценностей. Хотя психологическое воздействие иное, чем при событиях, связанных с угрозой физическому существованию, такого рода предельная ситуация восприни¬мается как эквивалентная ей — «непоправимое» уничтожение личности. Утрата значимого другого в результате любовной драмы или смерти после угрожающего жизни заболевания, несчастного случая, исчезновения при трагических обстоя¬тельствах, самоубийства и других подобных ситуаций сопро¬вождается ощущением полной утраты, чувством невозмож¬ности последующего восстановления и сопутствующими посттравматическими проявлениями.
Формирование ПТСР при утрате объекта привязанности происходит в первые 6 месяцев после психотравмирующего события и продолжается от 6 месяцев до нескольких лет и бо¬лее. Так же, как и классические формы ПТСР, эти состояния отличаются следующими особенностями:
1) формируются в несколько стадий, приобретая, таким
образом, пролонгированное течение;
2) определяются полиморфной психопатологической структурой;
3) у 6—20% людей, перенесших утрату, наблюдается ПТСР с длительной дезадаптацией.

Задачи утраты.

Хотя формы течения синдрома утраты и их проявления очень индивидуальны, однако неизменность содержания про¬цесса позволяет выделить те универсальные шаги, которые должен сделать горюющий, чтобы вернуться к нормальной жизни, и на выполнение которых должно быть, направлено внимание терапевта. Задачи утраты неизменны, поскольку обусловлены самим процессом, а формы и способы их реше¬ния индивидуальны и зависят от личностных и социальных особенностей горюющего человека. Четыре задачи утраты ре¬шаются субъектом последовательно. Если задачи не будут решены, горе не будет развиваться дальше и стремиться к за¬вершению, следовательно, могут возникнуть проблемы в свя¬зи с этим даже через много лет. Реакция утраты может блокироваться на любой из стадий, и за этим может стоять разный уровень патологии. Остановка реакции на этапе ре¬шения каждой из задач имеет определенную симптоматику.
Первая задача — признание факта потери. Когда кто-то умирает, даже в случае ожидаемой смерти, нормально воз¬никновение чувства, будто ничего не случилось. Поэтому, прежде всего, нужно признать факт утраты, осознать, что лю¬бимый человек умер, он ушел и никогда не вернется. В этот период, так же, как потерявшийся ребенок ищет мать, чело¬век машинально пытается войти в контакт с умершим — ма¬шинально набирает его телефонный номер, «видит» среди прохожих на улице, покупает ему продукты и т.д. Это поведе¬ние «поиска» направлено на восстановление связи. В норме это поведение должно сменяться поведением, направленным на отказ от связи с умершим. Человек, который совершает описанные выше действия, в норме спохватывается и говорит себе: «Что я делаю, ведь он умер». Нередко встречается про¬тивоположное поведение — отрицание произошедшего. Если человек не преодолевает отрицания, тогда «работа горя» бло¬кируется на самых ранних этапах. Отрицание может исполь¬зоваться на разных уровнях и принимать разные формы, но, как правило, включает в себя либо отрицание факта потери, либо ее значимости, либо необратимости.
Отрицание факта потери может варьировать от легкого расстройства до тяжелых психотических форм, когда человек проводит несколько дней в квартире с умершим, прежде чем замечает, что тот умер.
Чаще встречающаяся и менее патологичная форма прояв¬ления отрицания была названа «мумификацией». В таких случаях человек сохраняет все так, как было при умершем, чтобы все время быть готовым к его возвращению. Это нор¬мально, если продолжается недолго, таким образом создается своего рода «буфер», который должен смягчить самый труд¬ный этап переживания и приспособления к потере. Но если такое поведение растягивается на годы, переживание горя ос¬танавливается и человек отказывается признать те перемены, которые произошли в его жизни, «сохраняя все, как было», и не двигаясь с места в своем трауре, — это проявление отрицания. Еще более легкая форма отрицания, когда человек «видит» умершего в ком-нибудь другом — например, овдовевшая женщина видит мужа в своем внуке.
Другой способ, которым люди избегают реальности поте¬ри, — отрицание значимости утраты. В этом случае они гово¬рят что-то вроде «мы не были близки», «он был плохим отцом» или «я по нему не скучаю». Иногда люди поспешно убирают все личные вещи покойного, все, что может о нем напомнить, — это поведение, противоположное мумификации. Таким образом, пережившие утрату оберегают себя от того, чтобы столкнуться лицом к лицу с реальностью потери. Те, кто демонстрирует такое поведение, относятся к группе риска развития патологических реакций утраты.
Третий способ избежать осознания потери — отрицание необратимости утраты. Вариант этого поведения — увлечение спиритизмом. Иррациональная надежда вновь воссоединиться с умершим нормальна в первые недели после потери, ко¬гда поведение направлено на восстановление связи, но если эта надежда становится устойчивой — это ненормально. У религиозных людей такое поведение выглядит немного иначе, поскольку у них другая картина мира. Тогда нормой будет критичное отношение горюющего к происходящему, он понимает, что в этой жизни уже никогда не будет вместе с покойным и воссоединится с ним, только прожив свою жизнь в этом мире так, как ее должен прожить добрый христианин или добропорядочный мусульманин. Это ожидание воссоединения после смерти не нужно разрушать, поскольку оно входит в нормальную картину мира глубоко религиозных людей.
Вторая задача горя состоит в том, чтобы пережить боль потери. Имеется в виду, что нужно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате.
Если горюющий не может почувствовать и прожить боль потери, которая есть всегда, она должна быть выявлена или проработана с помощью терапевта, иначе боль проявит себя в других формах, например, через психосоматику или расстройства поведения.
Реакции боли индивидуальны, и не все испытывают боль одинаковой силы. У горюющего часто нарушается контакт не только с внешней реальностью, но и с внутренними переживаниями. Боль утраты ощущается не всегда, иногда утрата переживается как апатия, отсутствие чувств, но она должна обязательно быть проработана.
Выполнение этой задачи осложняется окружающими. Часто находящиеся рядом люди испытывают дискомфорт от сильной боли и чувств горюющего, они не знают, что с этим делать, и сознательно или бессознательно сообщают ему: «Ты не должен горевать». Это невысказанное пожелание окружающих часто вступает во взаимодействие с собственными психологическими защитами человека, пережившего утрату, что приводит к отрицанию необходимости или неизбежности процесса горя. Иногда это даже выражается следующими словами: «Я не должна о нем плакать» или: «Я не должен горевать», «Сейчас не время горевать». Тогда проявления горя блокируются, не происходит отреагирования и эмоции не приходят к своему логическому завершению.
Избегание выполнения второй задачи достигается разными способами. Это может быть отрицание наличия боли или других мучительных чувств. В других случаях это может быть избегание мучительных мыслей. Например, допускаться только позитивные, «приятные» мысли об умер¬шем, вплоть до полной идеализации. Возможно избегание всяческих воспоминаний о покойном. Некоторые люди начи¬нают с этой целью употреблять алкоголь или наркотики. Дру¬гие используют «географический способ» — непрерывные пу¬тешествия или непрерывную работу с большим напряжением, которое не позволяет задуматься о чем-нибудь, кроме повсе¬дневных дел. Описаны случаи, когда реакцией на смерть бы¬ла эйфория. Обычно она связана с отказом верить в то, что смерть произошла, и сопровождается постоянным ощущени¬ем присутствия усопшего. Эти состояния обычно нестойкие. Людям необходимо решить эту трудную задачу, открыть и прожить боль, не разрушаясь. Ее нужно прожить, чтобы не нести через всю жизнь. Если этого не сделать, позже возвра¬щаться к этим переживаниям будет мучительнее и труднее, чем если сразу пережить их. Отсроченное переживание боли труднее еще и потому, что если боль утраты переживается спустя значительное время, человек уже не может получить того сочувствия и поддержки от окружающих, которые обыч¬но оказываются сразу после потери и которые помогают справиться с горем.
Третья задача, с которой должен справиться горюю¬щий, это организация окружения, где ощущается отсутствие усопшего. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства получаются, он лишается определенного уклада жизни. Умер¬ший близкий участвовал в быту, требовал выполнения ка¬ких-то действий или определенного поведения, исполнения каких-либо ролей, брал на себя часть обязанностей. И это уходит вместе с ним. Эта пустота должна быть восполнена, и жизнь необходимо организовать на новый лад.
Организация нового окружения означает разные вещи для разных людей, в зависимости от тех отношений, в которых они были с умершим, и от тех ролей, которые умерший играл в их жизни. Горюющий может этого и не осознавать. Даже если клиент не осознает роли умершего, терапевту нужно для себя наметить, что клиент потерял и как это может быть вос¬полнено. Иногда стоит это обсудить с клиентом. Часто кли¬ент спонтанно начинает делать это сам во время сессии. Го¬рюющий должен приобретать новые навыки. Семья может оказать поддержку в их приобретении. Часто у горюющего вырабатываются новые способы преодоления возникших трудностей и перед ним открываются новые возможности, так что происходит переформулирование факта потери. Это частый вариант успешного завершения третьей задачи.
Кроме утраты объекта, некоторые люди одновременно переживают чувство утраты себя, собственного Я. Недавно про¬веденные исследования показали, что женщины, определяю¬щие свою идентичность через взаимодействия с близкими или заботу о других, потеряв объект заботы, переживают чув¬ство утраты себя. Работа с таким клиентом охватывает на¬много больше задач, чем просто выработка новых навыков и умения справляться с новыми ролями.
Утрата часто приводит человека к сильному регрессу и восприятию себя как беспомощного, неспособного справ¬ляться с затруднениями и неумелого, как ребенок. Попытка выполнять роли умершего может оказаться неудачной, и это ведет к еще более глубокому регрессу и снижению самооценки.
Сохранение пассивной, беспомощной позиции помогает избегать одиночества — друзья и близкие должны помогать и участвовать в жизни человека, пережившего утрату. В первое время после трагедии это нормально, но в дальнейшем пре¬пятствует возвращению к полноценной жизни. Иногда не¬приспособленность к изменившимся обстоятельствам и бес¬помощность «работают» на семью. Другие члены семьи долж¬ны сплотиться в заботе о том, по кому утрата ударила сильнее всего, и только благодаря этому чувствуют себя сильными и состоятельными. Или сохраняется статус-кво — и семье не приходится менять образ жизни.
Последняя, четвертая, задача — это выстроить новое отно¬шение к умершему и продолжать жить. Решение этой четвер¬той задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмо¬ций, а только их перестройку. Эмоциональное отношение к. умершему должно перемениться таким образом, чтобы поя¬вилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмо¬ционально насыщенные отношения.
Иногда людям кажется, что если их эмоциональная связь с умершим ослабнет, то тем самым они оскорбят его память и это будет предательством. В некоторых случаях может воз¬никать страх того, что новые близкие отношения могут тоже закончиться и придется снова пройти через боль утраты — такое бывает особенно часто, если чувство потери еще свежо. В других случаях выполнению этой задачи может противиться близкое окружение, например дети могут протестовать в случае новой привязанности у овдовевшей матери. За этим нередко стоит обида: мать нашла для себя замену умершему мужу, а для ребенка нет замены умершему отцу. Или наоборот — если кто-то из детей нашел себе партнера, у овдовевшего родителя может возникать протест, ревность, чувство, что сын или дочь собирается вести полноценную жизнь, а отец или мать остается в одиночестве. Часто выполнению четвертой задачи мешает романтическое убеждение, что любят только раз, а все остальное — безнравственно. Это поддерживается культурой, особенно у женщин. Поведение «верной вдовы» одобряется социумом.
Выполнению этой задачи препятствуют запрет на новую любовь, фиксация на прошлой связи или избегание возможности вновь столкнуться с утратой близкого человека. Все эти барьеры, как правило, окрашены чувством вины.
Признаком того, что эта задача ,не решается, горе не стихает и не завершается период траура, часто бывает ощущение, что «жизнь стоит на месте», «после его смерти я не живу», нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать возникновение убеждения, что можно любить другого человека — любовь к усопшему не стала от этого меньше, но после смерти, например, мужа можно любить другого мужчину. Что можно чтить память погибшего друга, но при этом быть готовым к тому, что в жизни могут появиться новые друзья.
Утрата близкого человека случается не только при смерти. Развод представляет собой аналогичную ситуацию порождает схожую динамику переживаний. Развод — это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства:

Классификация, используемая для описания развода:

1. Стадия отрицания. Первоначально реальность проис¬шедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на; близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому сразу смириться с разводом трудно. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Все хорошо», «Наконец пришло осво¬бождение» и т. п.
2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной бо¬ли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.
3. Стадия переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак, и ис¬пользуется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера при помощи окружающих.
4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не при¬носят никаких результатов. Человек чувствует себя не¬удачником, снижается уровень самооценки, он начина¬ет сторониться других людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и де¬прессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.
5. Стадия адаптации. Диапазон проблем, возникающих после развода, довольно широк — от финансовых до ухода за детьми. В разрешении проблем существенное место занимает умение жить без супруга (мужа или же¬ны) и преодолевать одиночество. Неизбежна опреде¬ленная ломка социальных отношений — приходится привыкать одному (одной) ходить на концерты, в гости. Важно здоровым и приемлемым путем удовлетво¬рять сексуальную потребность.








Заключение.

Но нужно учитывать что момент, который можно считать завершением траура, не очевиден. Некоторые авторы называют конкретные временные сроки — месяц, год или два. Однако нельзя определить конкретный срок, на протяжении которого будет разворачиваться переживание утраты. Ее можно считать завершенной тогда, когда человек, переживший потерю, сделает все четыре шага, решит все четыре задачи горя. Признаком этого является способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни, способность говорить об умершем без сильной боли. Печаль остается, она естественна, когда человек говорит или думает о том, кого он любил и потерял, но это уже печаль спокойная, «светлая». «Работа горя» завершена, когда тот, кто пережил утрату, вновь способен вести нормальную жизнь, он чувствует себя адаптированным, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера.





























Список используемой литературы.

1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Изд.: М.2005.

2. Психология личности и образа жизни. Под редакцией Шорохова Изд.: М 1987.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. Изд.: М. 2003.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Студент.
Начинающий
Сообщения: 7
Регистрация: 05.11.2008
Откуда: Санкт-Петербург.
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 08, 2008 01:02 Ответить с цитатой

Спасибо!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское