Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Популярная психология arrow О происхождении Человека Разумного

О происхождении Человека Разумного
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 11, 12, 13 ... 26, 27, 28  След.
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
H.B.
Пользователь
Сообщения: 537
Регистрация: 23.09.2007
СообщениеДобавлено: Вс Апр 06, 2008 16:52 Ответить с цитатой

Ну так поддержите парня, — видите, как он нервничает.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
H.B.
Пользователь
Сообщения: 537
Регистрация: 23.09.2007
СообщениеДобавлено: Вс Апр 06, 2008 17:00 Ответить с цитатой

М.В. писал(а):
мышления без речи не существует
Некоторым и речь не помогает...
Цитата:
В. О. Леонтьев:
В «наивных», т.е. не связанных со специальными психологическими исследованиями представлениях, сознание связывается с речью. Научное изучение понятия сознания началось лет тридцать назад, поэтому все точки зрения, высказанные ранее можно считать «наивными», даже если они были высказаны великими мыслителями. Самым известным «наивным определением» является тест Тьюринга, согласно которому существо или компьютер должен считаться разумным и обладающим сознанием, если в беседе с человеком без визуального контакта он сумеет имитировать человека и собеседник не сумеет распознать машину. Такое «определение» подразумевает способность к человеческой речи или письменности. Известны логические построения, доказывающие принципиальную возможность имитации сознания в тесте Тьюринга, но, даже не вдаваясь в тонкости, можно указать теоретический дефект такого подхода. Определение сознания у тестируемого существа основано на понимании его человеком, наличие сознания у которого подразумевается по умолчанию, т.е. сознание у тестируемого субъекта определяется через сознание у тестирующего человека. Кроме того, способность к речи, необходимая в таком определении, делает его неприменимым к некоторым измененным состояниям.
Мышление и сознание, конечно, не одно и то же, но представления Ваши наивны, что есть то есть.

Последний раз редактировалось: H.B. (Вс Апр 06, 2008 17:03), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
О.А.
Пользователь
Сообщения: 2104
Регистрация: 27.06.2007
СообщениеДобавлено: Вс Апр 06, 2008 17:03 Ответить с цитатой

...так оне, чай, сами немаленькие...пусть...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sergey_g
Пользователь
Сообщения: 7067
Регистрация: 22.03.2006
Откуда: SPb
СообщениеДобавлено: Вс Апр 06, 2008 18:04 Ответить с цитатой

M.B. писал(а):
Каким прибором можно установить степень абстрактности информации?
Тем, который расположен между ушами... Смеюсь Смеюсь У тебя он почему-то иногда сбоит... Дурачусь Смеюсь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
radix
Пользователь
Сообщения: 52
Регистрация: 01.04.2008
Откуда: Казань
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 07:58 Ответить с цитатой

Общепринято, что мышление и речь неразрывно связаны. Но это еще не значит, что так и есть. Интуитивное мышление не осознается нами, не связано с речью, и не называется мышлением. Тогда что это?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 08:46 Ответить с цитатой

H.B. писал(а):
...чем не угодил информационный подход? прозаичностью, что ли? логичностью?
Кто такие информационисты-глобалисты?
Д.И. Дубровский (2006):
"Д. Чалмерс, так же как и я, опирается на категорию информации. Для него понятие информации определяет "центральный", "базисный принцип" в теории сознания. При этом он стоит на позициях атрибутивного подхода и "понимает информацию более или менее в смысле Шеннона"... И таким образом, говорит Д.Чалмерс, мы получаем стройную теоретическую картину мира, а вместе с ней подтверждается тезис (выдвигаемый им), что "существует прямой изоморфизм между определенным физически воплощенным информационным пространством и определенным феноменальным (субъективно переживаемым) информационным пространством".
...
Д.Чалмерс, однако, признает, что такая теория носит характер "метафизической спекуляции" и что она, хотя и приемлема в философском плане, вряд ли может быть полезна для развития научной теории сознания.
...
Она в последнее время получила некоторую поддержку со стороны синергетики, но продолжает вызывать многие вопросы, связанные прежде всего с ее "безразмерностью" и с ее метафизическими постулатами, которые сразу же, "легко" снимают мучительные проблемы.
...
Хочу напомнить те исходные посылки, которые принимаются мной для теоретического решения проблемы сознания и мозга:
<1> Информация необходимо воплощена в определенном физическом носителе; конкретный носитель информации выступает в качестве ее кода.
<2> Информация инвариантна по отношению к физическим свойствам своего носителя, т.е. одна и та же информация может кодироваться по-разному, иметь разные кодовые воплощения (сокращенно - "Принцип инвариантности").
<3> Информация способна служить фактором управления (ибо - в силу предыдущей посылки - цель и каузальный эффект управления в самоорганизующейся системе определяется именно информацией, а не самими по себе физическими свойствами ее носителя, поскольку они могут быть разными; в этом состоит особенность информационной причинности).
<4> Явление сознания ("субъективного опыта") может интерпретироваться в качестве информации о том или ином явлении действительности.
Первые три положения являются общепринятыми, они имеют ясные эмпирические подтверждения и могут быть легко опровергнуты, если кому-нибудь удастся привести противоречащий факт. Что касается четвертого положения, то, хотя оно интуитивно приемлемо (ибо всякое явление сознания интенционально, есть некоторое "содержание", представляет отображение или выражение чего-либо), его достаточно брать для наших целей в частном виде. Например, зрительный образ Луны, переживаемый мной сейчас, любое другое восприятие, есть явление субъективной реальности, которое представляет для меня информацию о некотором объекте."


Весьма вероятная причина, почему Дубровский "открещивается" от Чалмерса -- использование информационной атрибутики адептами "поливибрационных", "торсионных", "полевых", "информационно-парусных" и пр. гипотез, включающих наши сознания в "Единое Энерго-Информационное поле Вселенной". Откуда, собственно, и взялись слова об "информационистах-глобалистах". Улыбаюсь, шучу)

Несмотря на эту уклончивость, эмерджентно-эпифеноменалистские идеи Дубровского остаются под подозрением, я читал об этом не только у Н.С. Юлиной, но еще и у С.Ф. Нагумановой, В.В. Васильева...

О.А. писал(а):
...в те времена каббалистическое писалось отнюдь не десятично....
Как бы ни шифровали в древности "число зверя" (разное писали, в основном про нелюбимых царствующих особ, да и сегодня этим промышляют), ап. Иоанн прямо пишет, что оно -- "человеческое", т.е. человеком выдуманное и к человеку адресованное.

А вот для обработки пакета "666" требуется учитывать еще и некое "подразумевание" (по Грайсу и Сёрлю), которое всегда настолько произвольно, что не позволяет, как мне кажется, применить к нему как к продукту сознания информационный подход.
Поскольку требует, скорее, дезинформационного! Улыбаюсь, шучу

В связи с чем возникает необходимость эту произвольность нашего сознания (языка) как-то объяснить. И лучше всего связать ее с общим ходом эволюции, т.е. с законом борьбы организма за существование в окружающей его среде. А продолжая логически двигаться "от альфы к Омахе", -- и в среде внутренней, специально для этого генерируемой.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
О.А.
Пользователь
Сообщения: 2104
Регистрация: 27.06.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 11:30 Ответить с цитатой

Цитата:

"подразумевание"

...это типа интерпретация на основе имеющихся данных (информации, знаний) и алгоритмов их обработки?...если да, то это как раз и реально-глобально-всеобще?...
Цитата:

генерируемой.

....или трансформируемой?...это как в электросхеме, можно условно трансформатор за источник питания(генератор) принимать, но и наличие генератора в сети не упускать....хотя, по сути, и электрогенератор лишь трансформирует один вид энергии в др....
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 12:10 Ответить с цитатой

Пола Грайса не то что пересказывать, его читать (мне, во всяком разе) трудно. Но суть его теории, популяризированной Серлем, сводится к тому, что основой основ коммуникации является подразумевание — то, что имеет в виду человек, инициирующий акт языкового или другого общения.
При этом суть подразумеваемого не обязательно раскрывается в сообщении, она остается в недрах сознания источника.

Мне эта деталь показалась особенно важной для того случая, если за сознанием мы будем числить интенсивное производство образов (для языка -- символов) про запас, с избытком. Тогда и подразумеваний тоже всегда может быть больше, чем "работающей" информации. И если это так, то нам остается только указать на материальное -- на материально закономерное! -- происхождение феномена избыточности.
А генерация, трансформация или диверсификация -- это не столь важно, главное что сознание в отношении этого свойства вполне самодостаточно.
Благодаря этому свойству, животное, приобретшее его, приобрело возможность витать в эмпиреях, мудрствовать безотносительно к состоянию внешней среды. Ибо внутренняя, генерируемая среда обеспечивала потребности организма по оси отношений организм-среда в избытке.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
О.А.
Пользователь
Сообщения: 2104
Регистрация: 27.06.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 16:47 Ответить с цитатой

...читать Вас легко...понимать, большей частью, тоже...и я уже включил "интенсивное производство образов" , чтобы эта часть интерпретируемых мной Ваших подразумеваний стала еще больше...
...но для интенсивного производства ресурсов интенсивно надо поставлять - экономика....
помимо всего прочего,
Цитата:

приобрело возможность витать в эмпиреях, мудрствовать безотносительно к состоянию внешней среды
, и под это экономический базис нужно подвести, т.е внешнюю среду подкорректировать...пещщерка там, очажок...охрана...безотносительность?...
...про запас с избытком...примерчики...
- Кощей, Баба, Василиса....десятки сказочных волшебных образов....однако Пропп....
- лопата, вилы, грабли, молоток, топор, копье, меч - сотни и тысячи предметов....однако по сути - палки с наконечниками...избыточность?...
...надеюсь, Вы поймете мои подразумевания...ибо сам я их....с трудом...


Последний раз редактировалось: О.А. (Пн Апр 07, 2008 21:06), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bечный Странник
Пользователь
Сообщения: 4135
Регистрация: 17.02.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 17:24 Ответить с цитатой

H.B. писал(а):
ВС писал(а):
Информацию можно передавать не только с помощью речи.
Показана возможность существования телепатии у высших приматов...
Глупости тиражировать нет никакого смысла.
H.B. писал(а):
...Мои "психические" воззрения сформировались под влиянием "информациониста" акад. Анохина: ознакомившись с его теорией функциональных систем, я понял, что она просто создана для описания психики как единого целого...
Серьезно изучать Анохина П.К. - это так же, как изучать Гегеля с прицелом на физику.
Насоздавав собственных философских представлений, на них строится вся дальнейшая теория.
"Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между "стимулом" и началом "реакции" выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т.е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия); достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой."
Прямо криминалистика сплошная.
Интересно, Петр Кузьмич хоть малейшее представление имел о психике?
Теория функциональных систем высосана из пальца философии.
Круто!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bечный Странник
Пользователь
Сообщения: 4135
Регистрация: 17.02.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 17:50 Ответить с цитатой

adada писал(а):
-- этап индивидуального, одиночного сенсорно-символьного сознания (у хабилисов, эректусов);
-- развитие семиотического знакового сознания и отвечающего ему мышления (вплоть до неандертальцев);
-- оформление сознания современного, семантико-смыслового (у кроманьонцев).
Вероятно здесь сознание надо заменить на мышление.
Но, даже если это и сделать, все равно не свистит.
Некоторых слов, вообще, даже поисковики на знают. Круто!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
H.B.
Пользователь
Сообщения: 537
Регистрация: 23.09.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 18:48 Ответить с цитатой

Цитата:
Глупости тиражировать нет никакого смысла.
Уроки М.В. не пропали даром... Язычок-то — его! и "аргументация" (в смысле полнейшего её отсутствия) в его стиле.
Цитата:
Прямо криминалистика сплошная.
ВС, Вы, к сожалению, иногда не даёте себе труда задуматься и понять, например:
ВС писал(а):
H.B.:
"...Психика — это управление...
...психика — это протекание информационного процесса..."

Так управление или протекание?
ВС, а яблоко — оно красно-жёлтое или кисло-сладкое? Дайте, пожалуйста, однозначный ответ.
Цитата:
Теория функциональных систем высосана из пальца философии.
Наверно, именно поэтому "теория функциональных систем получила широкую известность во всём мире" (Маклаков А. Г. "Общая психология", с 114), в т. ч. и у части психологов (школа Швыркова), благодаря концепции регуляции поведенческого акта.
_________________
"Критика — дело лёгкое. Честному уму приличествует дать нечто более совершенное". Михайло Ломоносов.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
H.B.
Пользователь
Сообщения: 537
Регистрация: 23.09.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 18:55 Ответить с цитатой

ВС писал(а):
Вероятно здесь сознание надо заменить на мышление.
Почему?
Цитата:
Но, даже если это и сделать, все равно не свистит
Почему?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алексей Шимонович
Начинающий
Сообщения: 18
Регистрация: 03.03.2008
Откуда: г. Калуга
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 19:01 Ответить с цитатой

Отзывы и критика, а так же вопросы, задаваемые мне после публикации статьи «О происхождении Человека Разумного» на нескольких форумах в сети заставляют меня сделать некоторые разъяснения и комментарии к ней.

Заблуждение первое.
Чаще всего появляется полу-вопрос, полу-утверждение, что автор отождествляет работу мозга с работой компьютера. Откуда возникает такое заблуждение?
Когда встречаются два человека не владеющие ни одним общим языком, они невольно переходят на язык жестов. И это несмотря на то, что в обыденной жизни ни один из них этим языком не пользуется. Почему? Они пытаются понять друг друга. И далее все зависит от желания этого понимания. Когда разговор идет о проблемах междисциплинарных, тем более дисциплин весьма на сегодня далеких друг от друга, то найти терминологию, понятную обеим сторонам настолько же сложно. И невольно ищешь «язык жестов». Вот отсюда, и только отсюда появились «компьютерные» термины. Ведь компьютер сегодня есть на столе практически каждого, а уж человек, пользующийся сетью хоть что-то о компьютере, о программах должен знать.
Вот здесь и таилась вторая «подводная яма».

Заблуждение второе.
Слово «программа» имеет в современном языке два значения. Первое – классическое: программа партии, программа развития, программа урока. Это понятие программы как плана, чего-то жесткого и неизменного. В настоящее время это - бытовое значение слова. Когда писалась статья, мне и в голову не приходило, что большинство читателей именно так и поймет его.
Но я то имел в виду совсем другое его значение… Я имел в виду программу, как виртуальный конечный автомат, программу как ее сегодня понимают люди, занимающиеся, в том числе и компьютерами… Ну вот, и свалился на термины. Да еще на термины, скорее всего малознакомые многим читателям. Придется объясниться.

Конечным автоматом называется черный ящик, имеющий набор входных параметров и набор выходных параметров. Причем набор выходных параметров полностью детерминирован набором входных параметров в текущем и предыдущем их представлении. Еще Винером было доказано, что такое определение описывает ВСЕ возможные устройства переработки информации. Конечный автомат – понятие математическое. Виртуальный конечный автомат - автомат, реализованный в математической среде и не связанный жестко с носителем, на котором он реализован. Вот такой виртуальный автомат и называют ПРОГРАММОЙ. От носителя требуется одно – обеспечить возможность беспрепятственного функционирования программы.
Еще в те времена, когда кибернетика не была лженаукой, провели такое демонстрационное представление:
На стадионе было собрано несколько тысяч человек. Каждый получил карточку с простейшей инструкцией типа «Если сосед слева и сосед справа одновременно касаются ваших плеч, по сигналу дирижера вы должны коснуться плеча человека, стоящего перед вами».
Дирижер, стоящий посередине поля начал ритмично поднимать и опускать флажок. Через час ведущий спросил несколько уставших участников, знают ли они что только что сделали? Конечно, не знали. «Вы только что решили несложное дифференциальное уравнение…» прозвучал ответ.
Толпа людей в данной демонстрации предоставила среду для функционирования программы предназначенной для решения уравнения… Кстати, сторонники мыслящих клеток отсюда тоже могут сделать определенные выводы… Подавляющая часть участников демонстрации даже представления не имела о том, что такое дифференциальное уравнение вообще.

Придется еще раз объяснить одну из основополагающих идей опубликованной гипотезы.
Можно конечно объяснить реакцию животного на стимулирующее воздействие условным рефлексом. Например, хищник видит мясо и бросается к нему. Но вот перед хищником дилемма: перед ним мясо, а рядом в опасности его детеныш. Можно, конечно поговорить о подавлении одних условных рефлексов другими. Но, в жизни все еще на много сложнее. Есть еще десятки привходящих факторов. Факторов, от которых зависит результативное поведение животного. Входят в эти факторы и физическое состояние животного, и голод и много чего еще. В том числе и память о предыдущем опыте. И все это напрямую подпадает под понятие ПРОГРАММЫ, программы как конечного виртуального автомата. И это ни на йоту не отменяет понятие условного рефлекса. Просто условный рефлекс – частный случай реакции программы. Простейший случай.

Такой подход к рассмотрению реакции животного на внешние раздражители, подход к рассмотрению его реакции как на деятельность поведенческой программы, позволил бы привлечь к изучению поведения животного мощнейший, хорошо на настоящее время разработанный математический аппарат. Аппарат, предусматривающий статистические, корреляционные и многие другие точные методы.

Заблуждение третье, с последствиями.
В своей статье я обратил внимание на место дислокации поведенческой программы. И в этом я сделал еще одну методологическую ошибку. Я-то имел в виду место расположения основного кода программы. Ну, что делать, опять термин. Но этот термин знают хотя бы читатели, знакомые с генетикой… А меня поняли так, что программа имеет определенную привязку к конкретным элементам структуры мозга…
А ведь вторая основополагающая мысль гипотезы и состоит в том, что мозг, предоставляя среду функционирования поведенческой программе, НЕ является ее частью. В этом плане развитость среды (мозга) должна быть только достаточна для функционирования. От развитости среды будет возможно зависеть быстродействие программы, но не результат ее работы.

С того момента, когда развитие мозга достаточно для работы программы их эволюционирование может идти НЕЗАВИСИМО. Это вовсе не означает (уже предвижу возражения сторонников классических теорий) прекращение эволюции мозга. Но эволюция поведенческой программы уже может идти независимо и ОПЕРЕЖАЮЩИМИ темпами. Отсюда и наблюдающееся различие в сложности поведения при относительно близких параметрах мозга. Более того, такая структура допускает и революционные мутации поведенческой программы, ее принципиальные изменения.

Заблуждение четвертое.
Тут основная путаница происходит из различного понимания терминов «мышление» и «сознание». Сколько есть авторов, столько и толкований. А ведь для изложения любого материала необходимо сначала определить аксиоматическую базу. Сначала надо определиться с терминами (т.е. превратить слова в термины, имеющие однозначное значение). Не буду лезть в чужой монастырь со своим уставом. Скажу только, что бы быть понятым, как я понимаю эти слова.

Для меня мышление – продукт деятельности поведенческой программы. Разные программы – разный уровень мышления. Вот и все. В этом плане мыслит все живое. Возможно, это и есть другое определение жизни. Совсем другое дело сознание. Вообще неясный термин. Вот самосознание – это понятно. Это осознание субъектом своего существования, его самоидентификация. Восприятие себя как единого отдельного.

Заблуждение пятое.
Меня часто обвиняют, что я обращаюсь к «давно признанной ошибочной тории о второй сигнальной системе». Что делать, познание идет по спирали. Может и можно было признать вторую сигнальную систему, не найдя в мозге элементов, непосредственно к ней относящихся ошибочным решением. Но это, если рассматривать работу мозга по типу работы крестьянской телеги: колеса крутятся? – покажите, где лошади. Если же рассматривать деятельность мозга как работу поведенческой программы (или все-таки программ?), то наличие второй сигнальной системы (программы) очень даже многое объясняет и ни в какое противоречие не входит…

Не сомневаюсь, что еще не раз придется вернуться к опубликованной гипотезе.
Должен напомнить, что это только гипотеза. Она подлежит осмыслению и развитию.
И еще два слова к тем, кого возмутил мой призыв вместе поработать над этой гипотезой. Вовсе не предлагаю я «всем миром навалиться на мою бредовую идею». Я, не будучи специалистом в нейрофизиологии и психологии, просто предлагаю тем специалистам, кто хоть в какой-то мере знаком с информатикой заинтересоваться таким подходом. Думаю, он может быть весьма результативным.

С уважением
Алексей Либерман
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bечный Странник
Пользователь
Сообщения: 4135
Регистрация: 17.02.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 19:34 Ответить с цитатой

H.B. писал(а):
..."теория функциональных систем получила широкую известность во всём мире" ...
В узком круге людей.
Н.В., наверно я ознакомился с некоторыми трудами. Вы не назвали еще Судакова К.В.
Заведите тему ТФС и психика. Поговорим.

Н.В., а вы верите в телепатию? Удивляюсь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bечный Странник
Пользователь
Сообщения: 4135
Регистрация: 17.02.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 19:39 Ответить с цитатой

H.B. писал(а):
ВС писал(а):
Вероятно здесь сознание надо заменить на мышление.
Почему?
Цитата:
Но, даже если это и сделать, все равно не свистит
Почему?
По сознанию - бесконечный спор.
Сознание либо есть, либо его нет (1).
Сознание - как осознание. (2)
Других определений я не знаю.
Из контекста видно, что речь идет о мышлении.
Вернее, пытаются суть вопроса свести к мышлению.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bечный Странник
Пользователь
Сообщения: 4135
Регистрация: 17.02.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 20:43 Ответить с цитатой

H.B. писал(а):
... ВС, а яблоко — оно красно-жёлтое или кисло-сладкое? Дайте, пожалуйста, однозначный ответ...
Это к софистам, пожалуйста.
На некорректно поставленный вопрос не может быть однозначного ответа.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
О.А.
Пользователь
Сообщения: 2104
Регистрация: 27.06.2007
СообщениеДобавлено: Пн Апр 07, 2008 21:11 Ответить с цитатой

...красное - сладкое...
...желтое - кислое....
--------------------------
---------------------------

...подчеркните то, что считаете верным...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Апр 08, 2008 09:12 Ответить с цитатой

Цитата:

Каким прибором можно установить степень абстрактности информации?
Тем, который расположен между ушами...

Сергей, вы вернитесь к своему вопросу. И подумайте ещё раз.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Апр 08, 2008 09:18 Ответить с цитатой

Цитата:

мозг, предоставляя среду функционирования поведенческой программе, НЕ является ее частью. В этом плане развитость среды (мозга) должна быть только достаточна для функционирования. От развитости среды будет возможно зависеть быстродействие программы, но не результат ее работы.

О программе в данном контексте мы можем говорить исключительно в метафорическом смысле.
Цитата:

Я, не будучи специалистом в нейрофизиологии и психологии, просто предлагаю тем специалистам, кто хоть в какой-то мере знаком с информатикой заинтересоваться таким подходом.

Вряд ли, в отличие от компьютера. мозг и его "программы" неразрывны,
таким образом, ваша идея представляет собой частный случай общей методологической ошибки программистов - копьютерной метафоры.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Вт Апр 08, 2008 10:24 Ответить с цитатой

О.А. писал(а):
...надеюсь, Вы поймете мои подразумевания...
Запросто: сделаю Ваши подразумевания своими! Да, гипотезу полагается унавозить фактами и прогнозами, которые, если сбываются, превращают гипотезу в теорию.
Увы, адада не ученый какой-нибудь, чтобы этим тяжким трудом стяжать себе имя и звание. Наше дело прокукарекать... Улыбаюсь, шучу
Bечный Странник писал(а):
...Вероятно здесь сознание надо заменить на мышление.

Чего ж не заменить, можно и заменить. Тем более что нынешнее положение нейрональных дел в наших головах этому очень способствует -- так далеко мы зашли в своем онтогенезе.

Но вот если рассматривать эти понятия в ретроспекции филогенеза, с такой заменой номер не пройдет! Тут опять начали поднимать буйную голову сторонники точных дефиниций. Но уже говорилось, что авторы насчитывают до 200 (!) определений сознания, про мышление не знаю.
Так что с определениями в таком тумане лучше бы погодить.

Предлагаю метафору.
Предположим, что мы с вами не знаем точного определения категории "государство". Но и при таких печальных обстоятельствах всегда будем способны различить границы между государствами!
Так вот, между сознанием и мышлением (которые 2000000 лет назад были хотя и "залежными", но весьма автономными государствами, слава богу, такая граница существует! Это -- язык.

Поскольку выше несколько раз экспансивно толкли проблему связи языка и мышления в психологической ступке, приходится дать пространную цитату из "Мышления и речи" Л.С. Выготского:

"Мы видим в сущности в этом словаре то же самое, что высказано Келером относительно речи шимпанзе вообще: это - эмоциональная речь. Нас сейчас может интересовать установление трех моментов в связи с этой характеристикой речи шимпанзе.

Первый: это связь речи с выразительными эмоциональными движениями, становящаяся особенно ясной в моменты сильного аффективного возбуждения шимпанзе, не представляет какой-либо специфической особенности человекоподобных обезьян. Напротив, это, скорее, чрезвычайно общая черта для животных, обладающих голосовым аппаратом. И эта же форма выразительных голосовых реакций, несомненно, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Второй: эмоциональные состояния, и особенно аффективные, представляют у шимпанзе сферу поведения, богатую речевыми проявлениями и крайне неблагоприятную для функционирования интеллектуальных реакций. Келер много раз отмечает, как эмоциональная и особенно аффективная реакция совершенно разрушают интеллектуальную операцию шимпанзе.

И третий: эмоциональной стороной не исчерпывается функция речи у шимпанзе, и это также не представляет исключительного свойства речи человекоподобных обезьян, также роднит их речь с языком многих других животных видов и также составляет несомненный генетический корень соответствующей функции человеческой речи. Речь не только выразительно-эмоциональная реакция, но и средство психологического контакта с себе подобными. Как обезьяны, наблюдавшиеся Келером, так и шимпанзе Иеркса и Лернед с совершенной несомненностью обнаруживают эту функцию речи. Однако и эта функция связи или контакта нисколько не связана с интеллектуальной реакцией, т.е. с мышлением животного. Это - все та же эмоциональная реакция, составляющая явную и несомненную часть всего эмоционального симптомокомплекса в целом, но часть, выполняющая и с биологической точки зрения, и с точки зрения психологической иную функцию, чем прочие аффективные реакции. Менее всего эта реакция может напомнить намеренное, осмысленное сообщение чего-нибудь или такое же воздействие. По существу, это инстинктивная реакция или, во всяком случае нечто чрезвычайно близкое к ней.

Едва ли можно сомневаться в том, что эта функция речи принадлежит к числу биологически древнейших форм поведения и находится в генетическом родстве с оптическими и слуховыми сигналами, подаваемыми вожаками в животных сообществах. В последнее время К.Фриш в исследовании языка пчел описал чрезвычайно интересные и теоретически в высшей степени важные формы поведения, выполняющие функцию связи или контакта; при всем своеобразии этих форм и при несомненном инстинктивном их происхождении в них нельзя не признать родственное по природе поведение с речевой связью шимпанзе. Едва ли после этого можно усомниться в совершенной независимости этой речевой связи от интеллекта.

Мы можем подвести некоторые итоги. Нас интересовало отношение между мышлением и речью в филогенетическом развитии той и другой функции. Для выяснения этого мы прибегли к анализу экспериментальных исследований и наблюдений над языком и интеллектом человекоподобных обезьян. Мы можем кратко формулировать основные выводы, к которым мы пришли и которые нужны нам для дальнейшего анализа проблемы.

1. Мышление и речь имеют различные генетические корни.
2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга.
3. Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития.
4. Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь -совершенно в других (фонетика речи, эмоциональная и зачатки социальной функции речи).
5. Антропоиды не обнаруживают характерного для человека отношения - тесной связи между мышлением и речью. Одно и другое не является сколько-нибудь непосредственно связанным у шимпанзе.
6. В филогенезе мышления и речи мы можем с несомненностью констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи.

В онтогенезе отношение обеих линий развития - мышления и речи - гораздо более смутно и спутано. Однако и здесь, совершенно оставляя в стороне всякий вопрос о параллельности онто- и филогенеза или об ином, более сложном отношении между ними, мы можем установить и различные генетические корни, и различные линии в развитии мышления и речи."


А если речь (Выготский сознательно в этом месте своей работы выбирает этот термин, хотя и выше и ниже он пишет и о языке -- чтобы указать на физиологическую репрезентацию языка) не "принадлежит" мышлению, то куда ее следует пристроить? Правильно, к сознанию! После чего заострить внимание на филогенез сознания и языка...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Апр 08, 2008 12:27 Ответить с цитатой

Цитата:
В. О. Леонтьев:
В «наивных», т.е. не связанных со специальными психологическими исследованиями представлениях, сознание связывается с речью. Научное изучение понятия сознания началось лет тридцать назад, поэтому все точки зрения, высказанные ранее можно считать «наивными», даже если они были высказаны великими мыслителями. Самым известным «наивным определением» является тест Тьюринга, согласно которому существо или компьютер должен считаться разумным и обладающим сознанием, если в беседе с человеком без визуального контакта он сумеет имитировать человека и собеседник не сумеет распознать машину. Такое «определение» подразумевает способность к человеческой речи или письменности. Известны логические построения, доказывающие принципиальную возможность имитации сознания в тесте Тьюринга, но, даже не вдаваясь в тонкости, можно указать теоретический дефект такого подхода. Определение сознания у тестируемого существа основано на понимании его человеком, наличие сознания у которого подразумевается по умолчанию, т.е. сознание у тестируемого субъекта определяется через сознание у тестирующего человека. Кроме того, способность к речи, необходимая в таком определении, делает его неприменимым к некоторым измененным состояниям.
Мышление и сознание, конечно, не одно и то же, но представления Ваши наивны, что есть то есть.[/quote]
мы говорили не о сознании и речи, а о мышлении и речи. К тому же, В.О.Леонтьев имеет математическое, а не психологическое образование. Обсуждать здесь кибернетические и математические флюсы не вижу никкой необходимости. Задайте ему вопрос на нейросайенсе, а я подключюсь.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Апр 08, 2008 12:33 Ответить с цитатой

Цитата:

1. Мышление и речь имеют различные генетические корни.
2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга.
3. Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития.
4. Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь -совершенно в других (фонетика речи, эмоциональная и зачатки социальной функции речи).
5. Антропоиды не обнаруживают характерного для человека отношения - тесной связи между мышлением и речью. Одно и другое не является сколько-нибудь непосредственно связанным у шимпанзе.
6. В филогенезе мышления и речи мы можем с несомненностью констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи.

В онтогенезе отношение обеих линий развития - мышления и речи - гораздо более смутно и спутано. Однако и здесь, совершенно оставляя в стороне всякий вопрос о параллельности онто- и филогенеза или об ином, более сложном отношении между ними, мы можем установить и различные генетические корни, и различные линии в развитии мышления и речи."

Да этого никто и никогда не оспаривал. Речь не о филогенезе, а о соотношении мышления и речи в онгенезе современного человека.
Если вернуться к началу этой оффтопной линии, то я только сделал замечание о причастности генома некоторого геномного Адама к возникновению современной разумности, как некоторого этого соотношения.
А это все мы давно читали. а вы уже не раз цитировали, хоть и настолько полно.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bечный Странник
Пользователь
Сообщения: 4135
Регистрация: 17.02.2007
СообщениеДобавлено: Вт Апр 08, 2008 12:47 Ответить с цитатой

адада, тогда опишите, в чем выражается сенсорно-символьное сознание?
Что это такое? Как оно фунциклирует?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Вт Апр 08, 2008 13:07 Ответить с цитатой

Участники-то меняются, в том числе и их состав тоже, так что повторение помешать не должно. Кроме того, целью обширного цитирования было обратить внимание собрания, что категоричность в сфере сознание-мышление-язык не слишком уместна.
И пусть всем станет ясно, что филогенетические корни мышления и речи различны, а их связи в онтогенезе -- "смутны и спутаны". Обратное полагается доказывать, а не вдалбливать, не правда ли?!

Следует ли считать эти рассуждения "оффтопными"? Не уверен, поскольку тема называется "О происхождении Человека Разумного", но если хотите, апеллируйте! А лучше, не поленитесь, перенеситесь мысленно в прошлое, в котором могло случиться (или случилось на самом деле) следующее.

-- До возникновения сознания особь не была свободна от бессознательной деятельности (сопутствующей психике и элементарной рассудочной деятельности).
-- Формирование сознание стадии "Я-не Они" не освободило архантропа от пут бессознательного, одновременно отяготив при этом его рассудочную деятельность (и психику) проблемами освоения избыточных образов дополнительно генерируемой внутренней среды.
Тем не менее эту стадию можно назвать Первой нейрональной революцией, сопровождавшейся стимулированием нейрональной пластичности и развитием сенсорно-символьного (чувственно-образного, чтобы было понятно) языка.
-- Стадия сознания "Я и Они" сделало бывшее животное палео-человеком (по-видимому, неандертальского типа) и предоставила ему значительные преимущества в индивидуальном развитии. Вторая нейрональная революция. Дрессурная стадия языка (знаково-семиотическая речевая инструментальная практика).
-- Наконец, стадия "Я и Мы" "коллективизировала" нашего предка по кроманьонскому типу, благодаря чему в дополнение к индивидуальному средовому обогащению присоединилось коллективное, которое вскоре стало главенствующим. Третья нейрональная революция. Семантико-смысловой язык, "смутный и спутанный".
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 12 из 28 На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 11, 12, 13 ... 26, 27, 28  След.

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское