Мир Психологии

19.01.2007
Зарплаты перестали быть единственным способом удерживать сотрудников

   У респондентов E&Y зарплаты, зафиксированные в рублях, выросли на 11—18%, в долларах — на 10—12%, , отмечает Жанна Добрицкая, партнер E&Y, руководитель подразделения консультирования по управлению персоналом. В компаниях — участниках обзора PwC размер базовых заработных плат (независимо от вида валюты. — «Ведомости») в среднем вырос на 13%, говорит Юлия Кулланда, директор PwC.

Продолжающееся падение доллара (с ноября 2005 г. по ноябрь 2006 г. он подешевел на 1,5 руб.) заставляло работодателей переходить на отечественную валюту, констатируют эксперты. Доля компаний, начисляющих зарплату в рублях, за год выросла с 48% до 56%, а в долларах — упала с 30% до 22%, делится результатами обзора E&Y Добрицкая. Растущую популярность рублевых зарплат наблюдает и Наталья Данина, руководитель направления «Обзоры заработных плат» кадрового агентства «Анкор». По ее словам, 55% респондентов их обзора начисляют зарплату в рублях (год назад было 44%). Доля тех, кто остался верен доллару, снизилась с 45% до 37%.

Но и в случае начисления зарплаты в долларах компании предпринимают меры, которые компенсируют потери сотрудников. Самая распространенная — установление внутреннего курса доллара, отмечает Добрицкая. Он выше и стабильнее, чем курс Банка России, и составляет в среднем 29,4 руб., уточняет она. Евро тоже входит в обиход. Прежде всего, это удобно для европейских компаний, работающих на территории России, так как их управленческая отчетность ведется в евро, поясняет Добрицкая. Динамика, впрочем, невысока. У «Анкора» доля компаний, начисляющих зарплату в единой европейской валюте, уже второй год подряд держится на уровне 5—6%, отмечает Данина. У E&Y — 12%, добавляет Добрицкая.

57% участников обзора E&Y повышением заработной платы старались компенсировать инфляцию, темпы которой в 2006 г. ожидаются на уровне 10%, отмечает Добрицкая. По данным Росстата, инфляция за период с января по ноябрь 2006 г. превысила 8%.

Но банальным повышением зарплаты ценного сотрудника и не привлечешь, и не удержишь, констатируют эксперты. Компании стремятся выделиться, предлагая все более разнообразный перечень льгот и компенсаций. Уже никого не удивишь добровольным медицинским страхованием. Его предлагают 89% респондентов E&Y, 88% — «Анкора». Примерно такие же результаты и у PwC. Массовый характер приобретает страхование жизни и от несчастного случая: в обзоре E&Y — это 76% компаний-участников, у PwC — более половины. В исследовании «Анкора» 33% респондентов предлагают персоналу страхование от несчастного случая, 15% — жизни. Уже нормой считается полная или частичная оплата обедов за счет работодателя. Во всех трех обзорах за 2006 г. этот показатель превышает 60%. Все больше компаний готовы предоставить сотрудникам мобильную связь и служебный транспорт. И это касается не только руководителей, утверждает Добрицкая. 79% респондентов E&Y оплачивают телефонные разговоры (частично — даже личные), а 81% — дают в пользование работнику автомобиль. У «Анкора» 94% компаний берут на себя мобильную связь, 73% — обеспечивают корпоративным транспортом (подразумевается автомобиль для личного пользования, автобусы, которые доставляют сотрудников до места работы, а также оплата ГСМ в случае использования работником собственной машины).

В уходящем году отчетливее проявились такие льготы, как оплата занятий спортом, предоставление негосударственного пенсионного страхования (позволяет сотруднику в старости иметь дополнительную пенсию, кроме государственной) и ссуд. Треть компаний — участников E&Y полностью или частично компенсируют стоимость годового абонемента в фитнес-клуб, говорит Добрицкая. В 2005 г. таких работодателей было 15%. У «Анкора» 12% компаний предоставляют «спортивные» субсидии. Доля компаний — участников E&Y, предлагающих корпоративные пенсионные планы, составляет 13%, у «Анкора» — 6%. У PwC число работодателей, внедряющих эту льготу, по сравнению с 2005 г. увеличилось вдвое. Причем она действительна для всех должностных позиций: от топ-менеджера до работника вспомогательного подразделения. 30% респондентов планирует ввести пенсионные планы в ближайший год, отмечает Кулланда из PwC. 23% компаний, принявших участие в обзоре «Анкора», предоставляют работникам ссуды, у E&Y — 17%. В 60% случаев деньги выдаются на покупку жилья, уточняет Добрицкая. По ее словам, эта льгота больше распространена в регионах, чем в Москве. Таким образом динамично развивающийся бизнес старается предотвратить отток из российской глубинки высококвалифицированных специалистов, добавляет она.

В 2006 г. эксперты E&Y впервые включили в вопросник пункт о наличии «кафетерия льгот» (предполагающего возможность выбора льгот работником в определенных рамках). Пока лишь 3% компаний имеют эту льготу. В дальнейшем она получит более широкое практическое применение в системе компенсаций и льгот, уверена Добрицкая.

Рђdme.ru

http://psychology.net.ru/news/content/-514282672.html

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека